В «Экспоцентре» открылась неделя легкой промышленности
Специальный репортаж. "Золотое руно"
В качестве одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой Россия после присоединения к ВТО, — это оказание поддержки Казахстану и Белоруссии в процессе вступления в эту международную организацию. Кроме того, уже осенью начнется активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года, 19 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС, как единая таможенная территория) применяют защитные меры в отношении российских товаров.
В отношении российских товаров действуют 73 меры, в том числе: 40 антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер. В Минэкономразвития отмечают, что вступление России в ВТО — это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. В то же время нельзя забывать, что одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров. Первое снижение пошлин произойдет сразу после присоединения России к ВТО. Но оно, в основном, затронет товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 гг. в рамках применения «антикризисных мер» для создания более комфортных условий для отечественных производителей и не были отменены до завершения переговорного процесса о присоединении России к ВТО. В целом же после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2–3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5–7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части промышленных товаров 3 процентных пункта, сельскохозяйственных товаров — 4,4 пп. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 пп. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 % до 50%, а 49 % ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51 % ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 г. 49 % ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний — однако, ограничения, предусмотренные российскими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эти филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом.
В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя). Сохраниться система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую составляющую.
Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.
Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской особым экономическим зонам льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных российским законодательством.
Договоренность о применении переходного периода, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.
В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые не только приводили российское законодательство в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его. В результате действующее российское законодательство в этой сфере полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.
Российская политика в области ценообразования на энергоносители должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.
Обязательства России в области санитарных и фитосанитарных мер и технического регулирования направлены на обеспечение соответствия правилам ВТО. Они должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.
В то же время Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.
Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения.
В части технического регулирования Российская Федерация будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.
Согласно обязательствам РФ будет обеспечивать необходимый уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.
Обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд $, что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 г. — будет «связан» на нынешнем уровне. Кроме того, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.
Что касается США, то, пока не будет отменена поправка Джексона-Вэника, нормы ВТО не могут применяться в торговле с этой страной. Это означает, что торговля с этой страной будет регулироваться действующим двусторонним торговым соглашением.l
Бизнес-ТАСС, 21 августа 2012
27 апреля 2024
24 апреля 2024
23 апреля 2024
18 апреля 2024
17 апреля 2024
17 апреля 2024
16 апреля 2024
11 апреля 2024
11 апреля 2024
10 апреля 2024
04 апреля 2024
04 апреля 2024
03 апреля 2024
02 апреля 2024
01 апреля 2024
01 апреля 2024