В «Экспоцентре» открылась неделя легкой промышленности
Специальный репортаж. "Золотое руно"
Мы уже много рассказывали о мерах правительственных и общественных структур для облегчения ситуации возникшей вокруг пандемии коронавируса. Сегодня о том что делается в рамках Евразийского экономического союза рассказывает Андрей Арешев, эксперт аналитического «Фонда стратегической культуры», главный редактор информационно-аналитического агентства «Кавказовед».
В странах ЕАЭС предпринимаются схожие меры по поддержке предприятий отрасли и, в целом, обрабатывающих отраслей. Но насколько достаточны эти меры и имеется ли полная ясность у потенциальных получателей этих мер? Судя по характеру соответствующих запросов в странах Союза, такой ясности пока нет.
Ввиду того, что легкая промышленность в странах ЕАЭС представлена, в основном, субъектами малого и среднего бизнеса, требуется, на мой взгляд, усилить акцент – пока еще недостаточный – на господдержку именно МСБ в отрасли. В том числе, в плане воздействия на банковские структуры, выдвигающие немало лимитирующих условий – например, по пролонгации кредитных платежей, по отсрочке пени и штрафов. Это характерно почти для всех стран Союза – кроме Белоруссии.
В связи с упомянутыми и смежными обстоятельствами, наиболее системными представляются недавние антикризисные предложения Союзлегпрома, адресованные правительству РФ (подробнее см. https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/novosti/novosti-otrasli/4341-prezident-soyuzlegproma-andrej-razbrodin-napravil-obrashchenie-glave-pravitelstva-mikhailu-mishustinu-v-svyazi-s-neprostoj-situatsiej-slozhivshejsya-v-otechestvennom-legpromeiz-za-epidemii-koronavirusa.html).
На мой взгляд, эти предложения впрямую касаются легпрома и МСБ всех стран ЕАЭС. Потому те же предложения целесообразно рассмотреть в ЕЭК и, соответственно, реализовывать в рамках всего ЕАЭС.
Представляется также, как никогда востребованной сегодня кооперация стран Союза по всем вопросам, связанным с комплексными мерами как по поддержке предприятий, так и по антиэпидемиологическим мерам. Требуется срочно согласовать и утвердить правила ускоренной сертификации соответствующих медицинских изделий. Это, на мой взгляд, позволит ускорить кооперацию в их производстве и реализации по всему ЕАЭС. Что, естественно, должно основываться на межотраслевых двух- и многосторонних балансах спроса-предложения между странами Союза на данную продукцию, включая сырье и промежуточные товары. Как это имеет место, например, во взаимопоставках мясной и молочной продукции между РФ и Белоруссией, Белоруссией и Казахстаном, по мясной продукции между РФ и Казахстаном.
Но особенность таких балансов по профильным изделиям легпрома и других отраслей в том, что требуется именно ежедневный мониторинг спроса-предложения данной продукции по странам ЕАЭС.
Обозначенные акценты особенно важны, по-моему, и потому, что, по имеющейся информации, едва ли не все страны Союза пока зависят от импорта многих компонентов антиэпидемических изделий, готовых изделий этого профиля, как и профильного оборудования из дальнего зарубежья, особенно из Китая. Но высокая зависимость от такого импорта едва ли уместна в нынешних условиях – хотя бы потому, что поставщики, разумеется, продолжают повышать цены на данную экспортируемую продукцию.
Кроме того, в решениях этих вопросов практически не задействован потенциал зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, в которой участвуют все страны ЕАЭС, Узбекистан, Молдова и Таджикистан. Хотя сложная ситуация с коронавирусом и его последствиями для населения и экономики характерна для всех стран-участниц этой ЗСТ. Потому, на мой взгляд, вполне возможно – в рамках ЗСТ СНГ – ввести в действие, к примеру, облегченные-ускоренные режимы взаимопоставок профильной продукции между странами-участницами. В том числе, по сырью и/или полуфабрикатам из Узбекистана, Таджикистана. Тем более что ряд предприятий легпрома стран ЕАЭС уже договорился о поставках медицинсклой марли и некоторых смеженых товаров из Узбекистана. То есть, эти взаимосвязи – сегодня и в ближайшей перспективе – востребованы, в рамках всей Зоны свободной торговли СНГ.
В этой связи, отмечу, что многосторонние антиэпидемические возможности, в том числе по взаимопоставкам профильной продукции легпрома, фармацевтической отрасли и медоборудования, оперативно и успешно задействованы в рамках зоны свободной торговли КНР-АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии). Что позволяет более эффективно купировать последствия COVID-19 в странах этой зоны.
Алексей Чичкин
02 мая 2024
01 мая 2024
30 апреля 2024
27 апреля 2024
24 апреля 2024
23 апреля 2024
18 апреля 2024
17 апреля 2024
17 апреля 2024
16 апреля 2024
11 апреля 2024
11 апреля 2024
10 апреля 2024
04 апреля 2024
04 апреля 2024
03 апреля 2024