08.11.2023

Андрей РАЗБРОДИН, президент СОЮЗЛЕГПРОМа:  "ОТРАСЛЕВЫЕ СОЮЗЫ: ТОЧКИ РОСТА"

 

arazbВ рамках Российской недели текстильной и легкой промышленности, на экспертной сессии «Отраслевые союзы: Механизмы объединения для эффективной работы на благо легпрома» эксперты затронули острую тему, касающуюся необходимости реформирования существующей системы взаимодействия между отраслевыми ассоциациями и государством.

 

Андрей Разбродин, президент СОЮЗЛЕГПРОМа, рассказывает, какие проблемы существуют внутри отраслевого сообщества и предлагает пути реформирования системы на примере других стран.

 

Андрей Валентинович, изменилась ли как-то экономическая повестка за последнее время? Возможно ли отметить какие-то тенденции в легкой промышленности?

 

Сегодня с учетом меняющихся экономических условий, управляемость экономики в целом и качество управления ею выходят на совершенно другой уровень. В мировой экономике за последнее время обозначилась четкая тенденция импортозамещения: государственные программы во многих странах начинают работать на то, чтобы максимально импортозаместить все возможное. Это означает, что мы движемся в направлении более жесткой системы управления. Система глобальных рынков, где общие рыночные отношения имели значение, будет нивелироваться, а взаимодействие между бизнесом и государством, наоборот, развиваться и выходить на новый уровень.

Налаживание отношений между бизнесом и государством, как показала мировая практика последних лет, имеет огромный потенциал: оно дает варианты для быстрого и достаточно эффективного решения существующих проблем, с одной стороны, а с другой - указывает на возможности развития. Исходя из этой мировой тенденции, роль отраслевых союзов должна тоже поменяться.

 

Какая роль отведена работе министерств в регулировании отрасли легпрома в России?

 

На сегодняшний день, если говорить об отраслевых министерствах и о том, как построена система взаимодействия с ними, можно сказать, что у этого взаимодействия есть серьезные недочеты. Они проявляются как в самой системе управления, так и в получении информации от отрасли и ее обработке, в аналитических данных и их качестве. То есть существует большой пробел в плане получения обратной связи от отрасли. Раньше, в Советском Союзе, при каждом министерстве было определенное количество научно-исследовательских институтов, которые занимались сбором и анализом данных, разработкой программ, анализом иностранного опыта, то есть, по сути, занимались взаимодействием с отраслью. Благодаря этой системе министерство владело необходимой информацией для принятия взвешенных и эффективных решений, а далее следило за их претворением в жизнь. Это была рабочая и эффективная система управления.

 

Есть ли система взаимодействия между государством и отраслевыми ассоциациями, которую Вы отметили бы как наиболее эффективную и применимую к российской действительности?

 

Сегодня в ряде развитых стран можно отметить сокращение количества ассоциаций внутри отрасли. К примеру, рассмотрим Германию, где существует единая ассоциация представителей легпрома, которая входит в структуру Торгово-промышленной палаты (далее - ТПП). В этой системе взаимоотношения организованы строго вертикально, а также точно прописано, кто и за что отвечает. Есть понятное разделение прав и обязанностей между министерством, ТПП и ассоциацией. Такая структура, с одной стороны, помогает грамотно планировать развитие отрасли, с другой - быстро реагировать на изменения и заниматься аналитикой.

 

При грамотно выстроенной вертикальной системе взаимоотношений с государством, когда у ассоциации есть четко зафиксированные права и обязанности, ей легче работать со своими членами. Так, если от ассоциации с точки зрения принятия решений на государственном уровне что-то зависит и это зафиксировано юридически, то и члены ассоциации становятся заинтересованными в ассоциации, в качестве принятия ее решений. Они больше участвуют в жизни ассоциации не только номинально, например, внося ежегодные взносы, но и помогают в создании аналитических центров, предоставляют данные для исследований, в которых сами же заинтересованы. В результате у нас появляется не просто функционирующая, а эффективная структура, которая работает на развитие отрасли, на повышение технологического уровня предприятий, на подготовку грамотных и качественных управленческих решений. Это система работает в обе стороны: и на благо государства, и на благо бизнеса.

 

Какие требования существуют к тому, как должна быть организована работа этой новой структуры управления?

 

Такая система управления, о которой мы говорили выше, дает возможность эффективно руководить и своевременно принимать решения по текущим задачам. Поэтому в ближайшем будущем нам предстоит грамотно сформулировать требования к таким ассоциациям, в том числе как СОЮЗЛЕГПРОМ, которые должны представлять интересы отрасли. Ассоциация должна иметь права и обязанности, а также отвечать определенным параметрам, это важно как с точки зрения представительности, так и для того, чтобы было понятно, что ассоциация компетентна в ряде отраслевых тем и уже сейчас готова отвечать на срочные вопросы. Также важно понимать, какие ресурсы есть у ассоциации, например, что у нее есть возможности для дальнейших исследований и более подробного изучения проблематики отрасли.

 

Ассоциации должны входить в единую структуру, очень важно задуматься о том, как они будут оформлены юридически, например, в форме саморегулируемой организации, которая помимо системы прав и обязанностей предусматривает также и материальную ответственность. Это, на мой взгляд, очень важно.

 

Как сейчас отраслевые ассоциации взаимодействуют с государством?

 

На сегодняшний день это взаимодействие не носит обязательного характера, оно не зафиксировано юридически. Ассоциации сегодня - это структуры, которые относятся к самой простой общественной организации, которая не платит НДС и никаких дополнительных налогов. Соответственно, ассоциации не имеют обязательств. То, что СОЮЗЛЕГПРОМ работает с нашим отраслевым подразделением в Минпромторге, - не является нашей обязанностью, это наше искреннее желание и, в определённой степени, необходимость. Та же ситуация и со стороны министерства. Если им интересно узнать нашу точку зрения по какому-то определенному вопросу, они спросят, а если нет - не спросят. В этом и есть слабость системы. Важно, чтобы все актуальные темы отрасли обсуждались с ее представителями, то есть с представителями ассоциаций.

 

Кто должен инициировать переход к новой системе взаимодействия?

 

Необходимость пересмотра текущей системы взаимодействия между государством и отраслевыми ассоциациями поднимается промышленностью со всех сторон. Повышение качества управления сегодня - это ключевая задача для любой отрасли. На мой взгляд, инициировать данные изменения необходимо на государственном уровне, и это должно быть совместное решение Правительства и органов управления, так как для перехода к новой системе взаимодействия необходимо внести определенные изменения в законодательство.

 

Вы говорили о зарубежном опыте, примеры каких стран вы считаете успешными?

 

Чем система более управляема, тем она результативней. Самый простой пример, в этом плане, — Китай. Программа, согласно которой развивалась легкая промышленность Китая с начала 80-х годов, - это, во многом, система реформ и запуска рыночных механизмов, которую предлагал Косыгин еще в 70-х годах. Дэн Сяопин смог ее адаптировать и приспособить под китайскую промышленность. Несмотря на то, что во главе государства стояла коммунистическая партия, рыночные механизмы продолжали развиваться. Китай долго переходили к системе управляемого рынка. Благодаря этому переходу, в частности, смог появиться Alibaba — первый мировой маркетплейс. Сегодня валюта Китая входит в корзину мировых валют, и это тоже благодаря наличию управляемой системы.

 

Если говорить о немцах, то их сила и уникальность заключается в том, что они поняли, в какой области легпрома смогут быть наиболее компетентными и добиться превосходных результатов. Германия выстроила свою легкую промышленность, максимально фокусируясь на своих сильных сторонах: производстве специализированных машин, химических составляющих и так далее. Более 20 лет назад они разработали программу развития технического текстиля в стране и двигались все это время согласно выбранному курсу. Они сделали ставку на технический текстиль и сегодня Германия - лидер по техническому текстилю.

 

Для чего нужно делать рынок регулируемым, каких проблем это позволит избежать и как это может сказаться на привлечении инвестиций в отрасль?

 

Рынок сам по себе не способен нормально существовать и плодотворно развиваться, в определенные моменты он может перегреться, если его не контролировать. Яркий недавний пример подобной ситуации - это то, что что творилось с медицинскими масками на этапе пандемии. Маски подорожали, их было мало, и поняв, что данная категория товара имеет повышенный спрос, многие швейные предприятия стали покупать оборудование для производства масок. Более того, многие предприятия получали финансирование на производство масок от государства. Часть предприятий выпускали массу другой продукции и просто увеличивали свои мощности на деньги государства, потому что на том этапе это было выгодно. СОЮЗЛЕГПРОМ, в определенный момент, просигналил, что использовать ФРП на это не целесообразно, потому что через некоторое время, когда спрос на маски упадет, эти предприятия, с большой вероятностью окажутся на грани банкротства.

 

Произошло следующее: масок стало очень много, маржа предприятий ожидаемо упала, и у них не оказалось денег, чтобы платить по счетам. А если рынок контролируется и регулируется, то возможно, к примеру, поучаствовать в снижении таможенных пошлин и, таким образом, увеличить количество масок здесь и сейчас до нужного количества, чтобы не давать предприятиям в моменте получать сверхприбыль, но при этом чтобы сохранить здоровый собственный рынок.

 

Рынок нужно регулировать, сам он не может этого сделать, ведь регулируя его, мы сохраняем определенный баланс. В целом ситуация, когда кто-то резко обогатился, а потом стремительно обанкротился, для экономики страны крайне вредна. Конечно, банкротства всегда будут существовать, всегда будет существовать где-то некомпетентность, где-то другие проблемы, где-то просто воровство, от этого никуда не уйдёшь, но таких ситуаций, как я рассказал выше, будет в разы меньше и это для экономики очень полезно. Когда рынок управляем, он интересен для инвестиций, ведь тогда понятно, во что ты инвестируешь и чего ожидать.

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт