24.10.2014

Потребности легкой промышленности в модернизации и новом оборудовании, равно как и технологиях и специалистах, пока еще очень высоки

 

expertТрадиционно слабая отрасль, сегодня начинает восстанавливать свои позиции на отечественном рынке и частично замещать импорт, в частности благодаря успешным проектам в области синтетических волокон

Экономические ведомства часто вспоминают о проблемах отечественной легкой промышленности по осени – в преддверии нового школьного сезона. Однако в этом году текстильная и обувная промышленность дали о себе знать еще во второй половине лета. Само собой, это связано с двусторонним введением экономических санкций для ряда промышленных секторов России. Столкнувшись с необходимостью немедленно активизировать выпуск недостающей продукции сельского хозяйства, чиновники решили на всякий случай подготовить список других «чувствительных» отраслей, где доля импорта превышает «безопасный» порог 50%. В этом перечне оказались: станкостроение, легкая промышленность, тяжелое машиностроение, радиоэлектроника, фармацевтика и медицинская промышленность.

Стратегический покрой

По словам заместителя министра промышленности и торговли Сергея Цыба, на сегодняшний день «доля импорта в станкостроении превышает 90%. В тяжелом машиностроении на импорт приходится 60-80%, в легкой промышленности – 70-90, в радиоэлектронной промышленности – 80-90, в фармацевтике и медицинской промышленности – 70-80%».

Эти цифры были озвучены в рамках выставки «ИННОПРОМ-2014» в Екатеринбурге (9-12 июля). Хотя в более позднем заявлении (от 4 августа), Минпромторг приводит другие показатели. В частности, озвучены данные Института современного развития, согласно которым зависимость от импорта в легпроме составляет всего 60%. Наконец, высшая статистическая инстанция, Росстат, говорит примерно о 73% (2012 год) иностранной составляющей на прилавках российских вещевых и обувных магазинов. Вероятно, этот показатель будет в итоге установлен с большей степенью точности в процессе обновления ныне действующей Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая была утверждена еще в 2009 году. К слову, по данным Стратегии, доля импорта в валовом потреблении продукции легкой промышленности составляет не менее 80%. Если же взять среднее арифметическое по всем ведомствам, то получится весьма правдоподобная цифра 75%.

В Стратегии указывается, что процесс ее выполнения может осуществляться по нескольким сценариям развития отрасли, различающимся прогнозируемыми объемами выпуска продукции, уровнем и сроками обновления ассортимента и технологий, количеством реализуемых мероприятий и экономических мер, объемами инвестиций и показателями эффективности. Говоря о нескольких сценариях, подразумевается всего два варианта: инерционный и инновационный. Другими словами – две модели поведения бизнеса: пассивная и активная.

Надо отметить, что оба варианта предвещают радикальные изменения в легпроме. Инерционное развитие отрасли, по мнению Минпромторга, приведет к «исчезновению отрасли» уже в 2016-2020 годах. Это будет выражаться в высокой товарной зависимости, потере квалифицированных кадров, ликвидации предприятий, снижении научного потенциала и росте социальной и экономической напряженности. Исходя из пропорции объемов отечественной и зарубежной продукции по состоянию на вторую половину 2014 года, вероятно, уже можно было бы начинать опасаться развития негативного сценария.

Кажется, недосягаемый на данный момент инновационный сценарий, напротив, сулит «молочные реки и кисельные берега». Уже в 2016-2020 годах должен был состояться «выход на самодостаточное развитие отрасли». Главными показателями такого успеха являются наличие «прогрессивного оборудования, инновационных технологий, новых товаров и нанопродуктов, импортозамещения, роста экспорта, развития рыночных инфраструктур». При этом ежегодный доход от реализации стратегии, согласно инновационному сценарию, составляет более 100 млрд рублей.

Надо отметить, что последний целевой показатель уже не кажется настолько недосягаемым. По данным 2014 года, средняя рентабельность отечественных производителей легпрома составляет около 5-7%.

Следовательно, пользуясь данными Росстата по объемам выпуска, предполагаем, что чистый доход составляет примерно 13 млрд рублей в год. Еще около 4 млрд рублей зарабатывают отечественные экспортеры (кожаное сырье, меха, хлопчатобумажные ткани, пушнина, обувь). Итого, выходит порядка 17 млрд рублей в год. Стало быть, положение дел не так и плачевно, а «технологический прорыв» 2013-2015 годов, как промежуточный этап инновационного сценария, все же возможен. Правда, только при участии государства, так как только оно располагает ресурсами для 400-процентной докапитализации отрасли, и только оно может мотивировать отрасль начать новый виток развития в условиях жесткой денежно-кредитной политики.

В итоге Стратегия подразумевает рост объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза, что в пересчете на линейный рост означает 17,5% в год. Кроме того, подразумевается увеличение экспорта в четыре раза. Однако это не единственные целевые показатели.

Развивай и одевай

Кроме Стратегии, существует действующая подпрограмма № 4 «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2020 года. Подразумевается, что государство профинансирует пошив одежды и обуви, а также матрешек и дымковских игрушек на сумму 6,4 млрд рублей. При этом доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства увеличится с сегодняшних 0,9 до 1,5%, а доля импорта уменьшится до 49,5%. Тем не менее два других базовых показателя, согласно госпрограмме, а именно объем выпуска конкурентоспособной продукции и объем экспорта, выглядят скромнее – увеличение всего в 1,6 раз с 2012 по 2020 годы (в пересчете на линейный рост – 7,5% в год) и в 2,1-2,5 раза соответственно.

О степени рациональности озвученной финансовой поддержки можно судить по данным Союза производителей легкой промышленности. За 2013 год товарооборот отрасли составил всего 350 млрд рублей (без учета производных от углеводородного сырья). Следовательно, бюджетные ассигнования, предусмотренные в госпрограмме, в пересчете на годовой показатель составят всего 0,4% от товарооборота, или 10% от чистой прибыли предприятий отрасли, или 2,6% от совокупной кредитной задолженности. В итоге, такая помощь, при условии сохранения действующих кредитных ставок, вероятно, будет использована на увеличение оборотных средств. Это также следует из статистики по дебиторской задолженности.

По состоянию на конец 2013 года она составила более 46 млрд рублей, увеличившись на 60% к задолженности на начало года. При этом просроченная задолженность составила менее 1,6 млрд рублей (3,5%). Следовательно, производители сознательно увеличивают временной разрыв между поставкой товаров и его оплаты со стороны покупателя, предлагая более выгодные условия для оптовых и розничных покупателей и повышая собственные риски финансового разрыва.

Умные ткани

Что же касается проблем отрасли в целом, то они были сформулированы еще в апреле этого года по итогам 1-го международного форума легкой промышленности «Легпромфорум-2014». Среди них и проблемы нехватки сырья, и угрожающие масштабы нелегального товарооборота, и технологическая отсталость отрасли, и нехватка квалифицированного персонала.

По словам представителя компании «БТК», одного из российских лидеров по производству «умных» тканей (высокотехнологичных синтетических волокон) Дмитрия Масалитина, «в нашей компании, как и у большинства предприятий легкой промышленности, две основных проблемы – сырье и кадры. Для решения задачи полной обеспеченности собственными высокотехнологичными материалами мы создаем кластер в Ростовской области, куда войдет текстильное производство мощностью 12 млн погонных метров ткани в год. Это будет самое инновационное и самое крупное предприятие такого рода в России. Сумма инвестиций в кластер составит более 2 млрд рублей. Что касается персонала, то «БТК групп» привлекает своих сотрудников высокими зарплатами и социальным пакетом, возможностями профессионального обучения. Одновременно мы проводим совместные программы с профессиональными учебными заведениями в регионах присутствия с тем, чтобы их выпускники были востребованы на предприятиях «БТК групп»».

Группа компаний «БТК» (принадлежащая Таймуразу Боллоеву) сама по себе является примером качественного преодоления проблем технологической отсталости в легпроме. Изначально петербургское предприятие, теперь оно имеет активы в Ленинградской и Ростовской областях, а также в Южной Осетии. С 2012 года компания стала единственным поставщиком текстиля для Вооруженных сил РФ, что составляет 85% загрузки производственных мощностей компании. Ежегодный заказ ОПК для «БТК» составляет порядка 12 млрд рублей. Главным преимуществом компании по праву считается высокая степень инновационности при разработке и производстве высокотехнологичной одежды для разных нужд, включая форменное обмундирование силовых ведомств, униформу для охранных предприятий, медицинских учреждений, обслуживающего персонала, специальную и рабочую одежду, профессиональную повседневную одежду, а также средства индивидуальной защиты.

«Во всем мире, благодаря развитию науки, натуральные материалы, в частности хлопок, уходят на второй план, идет глобальная переориентация на потребление «умных» тканей, которые по своим свойствам практически не уступают материалам растительного происхождения, а по каким-то параметрам значительно их превосходят. Уже сейчас доля синтетического волокна на мировом рынке превышает долю натурального почти в два раза (64 и 36% соответственно). При этом, несмотря на развитую сырьевую базу, производство высокотехнологичного технического текстиля из синтетических волокон в России невелико, доля нашей страны на мировом рынке этой продукции составляет всего 2%, однако отечественные предприятия наращивают объем выпуска текстиля в рамках процесса импортозамещения. Мы уверены, что создаваемый «БТК групп» в Ростовской области кластер легкой промышленности позволит значительно снизить зависимость от иностранных материалов, т.к. там будет производиться текстиль, по качеству и функциональным свойствам не уступающий мировым аналогам», – отметил Дмитрий Масалитин.

В рамках Легпромфорума-2014, вопрос перспективности «технического текстиля» также был одним из наиболее обсуждаемых. В резолюции сказано, что технический текстиль является основным драйвером и в развитии отечественной легкой промышленности. Существенное место в его ассортиментной структуре занимает продукция стратегического назначения. Положительная динамика объемов производства нетканых материалов обусловлена правильным выбором стратегии инновационного развития предприятий на базе обновления производственных мощностей и внедрения прогрессивных технологий.

Это позволяет предприятиям наращивать выпуск нового конкурентоспособного ассортимента нетканых материалов (фильтровальные, тепло-звуко-изоляционные и базальтовые материалы, геотекстиль, материалы потребительского и медицинского назначения) и сохранять свое лидирующее положение в общем объеме текстильной продукции (в натуральном выражении).

Такого же мнения придерживается и президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. В прошлогоднем интервью радио «Столица» («Бизнес ФМ») он отметил, что наиболее перспективным направлением развития отрасли видит как раз «технический текстиль», синтетические ткани, одним словом – химические волокна. «Не следует ожидать, что в России начнется, к примеру, масштабное выращивание хлопка. Но вот химическая и нефтехимическая промышленность должны оставаться передовыми отраслями. Следует сосредоточиться на производстве самого разнообразного ассортимента химических волокон, например «стеклоткани», и прочих, являющихся частью конечного продукта практически любой другой отрасли. Это и есть базовое сырье, обеспечивающее экономическую безопасность и должный уровень инновационности. Впрочем, не стоит забывать, что на сегодняшний день этот сегмент, к сожалению, во много отвоеван Китаем (45% мирового рынка)».

В итоге, сектор легкой промышленности в России и СЗФО, в частности, имеет неплохой шанс на развитие. Вероятно, в большей степени это коснется именно смежных продуктов текстильной и нефтехимической отраслей. Именно на базе этого симбиоза в данной рыночной нише есть возможность получить и освоить максимум добавленной стоимости, перевооружить соответствующие производственные мощности и достичь того уровня внедрения инноваций, о котором идет речь в Стратегии развития легпрома и госпрограмме.

Залогом успеха на начальной стадии капитализации этого промышленного направления становиться ОПК с его внушительными объемами потребления. В будущем рынок синтетических волокон и текстиля рискует стать самостоятельной экономической единицей, эффективность которого не будет зависеть от степени государственного вмешательства.

"Эксперт"

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт