07.03.2013

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.РАЗБРОДИНА НА СОВЕЩАНИИ С УЧАСТИЕМ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В.ПУТИНА

(г.Вологда, 7 марта 2013г.)

Легкая промышленность России – многопрофильный комплекс, в состав которой входит 17 подотраслей, относящихся к чувствительному сектору экономики в условиях ВТО. Продукция и изделия ее востребованы населением и практически всеми отраслями промышленности, силовыми структурами. (Наши товары применяются в автомобильной, пищевой, химической, мебельной отраслях, жилищном и дорожном строительстве, сельском хозяйстве, играют важную роль в обороноспособности Родины.) Вещевое имущество для солдат и офицеров, специальные ткани для военной и космической техники. Инновационные композиционные материалы - на 70% состоят из текстиля.

Рост выпуска технического текстиля является главным направлением развития межотраслевых связей экономики страны. Как показывает опыт, на рынке ЕС и, особенно, Германии технический текстиль в целом дает 50% темпов отрасли. Они считают, что с точки зрения потенциала роста его производство является одной из пяти ведущих отраслей в области высоких технологий.

Я бы хотел обратить Ваше внимание на позитивный опыт нашей страны за последние пять лет в развитии одного из инновационных направлений технического текстиля - производство нетканых материалов.

Прозрачный, выстроенный на основе здоровой конкуренции рынок этой продукции позволил создать отечественную отрасль, отвечающую самым высоким требованиям мировых стандартов. С 2007 по 2012 год объем производства нетканых материалов в нашей стране вырос в 7,6 раза и составил 2,4 млрд. кв. м. Создано ряд новых высокоэффективных российских предприятий. Очень важно продолжить работу в этом направлении.

Что же сегодня сдерживает развитие отрасли:

зависимость от мирового рынка сырья. 100% хлопкового волокна ввозится из-за рубежа. Производство химических волокон и нитей в России не превышают и половины потребности. Отсутствует производство вискозы, химических волокон и нитей нового поколения.

В 2011 году в страну импортировано химической продукции на 1,3 млрд $ США

Отсутствие необходимого отечественного сырья требует кардинальных решений, в том числе установления количественных ограничений по экспорту тонкорунной мериносовой шерсти и кожевенного сырья, разработке комплекса мер по развитию сырьевой базы для текстильной и легкой промышленности.

Необходимо сохранение и увеличение субсидирования на приобретение сырьевых ресурсов, доведение их до уровня 90 процентов от процентной ставки Центрального Банка России. (Учитывая сезонность закупок сырья в советский период отрасль кредитовалась государством под 2 процента годовых)

Стимулирование инвестиций

В нашей отрасли высока доля станков и оборудования со сроком службы более 15 лет. Коэффициент обновления основных производственных фондов составляет в среднем 5-6% в год. Тогда как в экономически развитых странах оборудование обновляется на 14-15% ежегодно. Так в 2011 году инвестиции в легкой промышленности составили 7,9 млрд. рублей, (иностранных – 82 млн долларов.)

Что сдерживает приток инвестиций в отрасль:

Необходимо срочно исправить ситуацию, для чего:

Об гособоронзаказе, региональных и муниципальных заказах.

В условиях вступления нашей страны в ВТО конкуренция за рынки продаж выходит за пределы экономических категорий и является элементом национальной безопасности. Основной задачей в обеспечении силовых структур вещевым имуществом является сохранение и расширение приоритета российского товаропроизводителя, в том числе и по поставщикам полуфабрикатов (пряжа, ткани, фурнитура) при изготовлении одежды и обуви для солдат и офицеров у всех силовых структур.

Какие меры видятся нам при решении этой задачи:

О школьной форме.

Ее пошив может стать элементом государственного госзаказа, исполняемого только из отечественного сырья.

Реализация столь масштабного проекта даст дополнительную работу сотням швейных предприятий по всей стране. Данный вопрос требует решения на уровне губернаторов и правительства РФ.

Государство могло бы поддержать это начинание путем выдачи дотаций родителям учеников начальной школы с целевым ее использованием.

Развитие розничного рынка

Устойчивый рост реальных доходов населения стимулирует быстрый спрос. Доля непродовольственных товаров в розничном рынке страны в 2011 году составила 52 процента , при этом товары и изделия легкой промышленности от этого рынка составляют 25%. Реализация товаров отрасли через торговые сети в настоящее время недостаточна.

Союз совместно с Минпромторгом России проводит работу по систематизации процесса реализации продукции через крупные товаропроводящие сети. На сегодняшний день Союз вступил в Межотраслевой экспертный совет по потребительскому рынку, подписан «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Тем самым, делая большой шаг в направлении создания в нашей стране цивилизованного рынка товаров и изделий легкой промышленности.

В условиях глобальной конкуренции вопросы защиты внутреннего рынка остаются актуальными и в среднесрочной перспективе.

Всего на территории России в 2011 году законно через таможню ввезено продукции на сумму 1,108 трлн.рублей с темпом роста 138,6 процентов.

Засилье на розничном рынке страны контрабандной и контрафактной продукции создает неравные условия между отечественными производителями, честными импортерами, а с другой стороны – поставщиками нелегальных товаров, доля которых оценивается экспертами в 35% и составляет 1трлн. рублей. Если посмотреть цифры с 2005 года доля незаконного товара уменьшилась с 69,2% до 35% - в 2012 году, но в натуральном выражении выросла соответственно с 865.0 млрд. рублей до 1 трлн.рублей (прямые потери бюджета составляют более 200 млрд.рублей ежегодно).

Создание Единого экономического пространства и непринятие совместных мер по борьбе с незаконным оборотом ухудшили положение дел на российском рынке. Так через границу Казахстана в первом квартале текущего года обувь ввезли в 230 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Закрыли «Черкизовский вещевой рынок», производители вздохнули с облегчением. Но уже принято решение: на территории Московской области строится огромный торговый комплекс для реализации продукции из Китая и это нас тревожит.

По оценкам специалистов, рынок товаров легкой промышленности к 2020 году должен составить 4-5 трлн.руб. При этом доля российского товара в соответствии со Стратегией развития отрасли должна возрасти до 2-2,5 трлн.руб., т.е. налогооблагаемая база должна увеличиться в 3,5 раза. Очень хотелось бы, чтобы все налоги с этих сумм поступили в бюджет государства. По нашему мнению, необходимо понизить ставку НДС с 18 процентов до 10 процентов на продукцию легкой промышленности, т. е. уравнять с категорией детские товары.

Чем выше доля НДС, тем выше для разработчиков серых схем заработок. Все эти схемы строятся по одному принципу — уйти от уплаты НДС государству. Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации происходит с занижением объемов и занижаются таможенные платежи.

Мы все понимаем, что такой трансфер стоит денег, эта стоимость составляет до 10%. Чистая прибыль 8% только от недоплаты НДС.

Для защиты внутреннего рынка и создания равных условий для конкуренции необходимо принять комплекс мер с участием Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, включающих:

В феврале текущего года в Государственную Думу РФ правительством внесен проект ФЗ « О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Принятие данного законопроекта послужит сигналом для участников рынка о действиях государства в отношении контроля за теневым оборотом продукции легкой промышленности, что соответствует нормам ВТО.

И несколько слов о развитии отраслевой науки и высшей школы

Связка фундаментальные исследования - прикладные исследования - выпуск инновационной продукции и подготовка кадров в легкой промышленности оказалась разорванной.

В целом мы поддерживаем инициативу Минпромторга России о создании Единого инновационного научного центра.

Однако, исходя из мирового опыта, хотел бы обратить внимание, что наибольших результатов такие центры добиваются тогда, когда они совмещены с высшей школой, т. е. создаются при университетах.

Поэтому мы считаем целесообразным создание Единого инновационного научно-образовательного центра текстильной и легкой промышленности с приданием ему более широких функций и возможностей. Объединить Центр со всеми существующими отраслевыми школами, а часть вопросов управления данным комплексом передать Минпромторгу России.

Все материалы >>