28.06.2010

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ФОРМЕ СУБСИДИРОВАНИЯ ЧАСТИ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из доклада А.Разбродина на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ на тему: «О мерах государственной поддержки (развития) легкой и текстильной промышленности в Российской Федерации», 28 июня 2010г.

Российская легкая промышленность, в первую очередь, текстильная отрасль обладает высоким потенциалом, который заключается в традиционно высокой культуре производства, наличии квалифицированных кадров и остаточной производственной базой.

Последствия экономического и финансового кризиса тяжелым бременем легли на плечи российской обрабатывающей промышленности. Предприятия текстильной и легкой промышленности, которые и в лучшие времена не могли похвастаться благополучием в силу субъективных и объективных причин, сегодня испытывают значительное снижение спроса на продукцию, острую нехватку текущей ликвидности, сокращение инвестиций, сжатие кредитного предложения, и как следствие, высокие темпы роста безработицы.

Кроме того, в условиях морального старения основных производственных фондов значительной части предприятий отрасли, стимулирование инвестиционной активности становится необходимым условием поддержания существующих мощностей и развития перспективных и конкурентоспособных производств. Поток налоговых платежей, который создается с использованием изношенного и морально устаревшего оборудования, не может быть стабильным и достаточным для покрытия растущих социальных затрат. Основная проблема в этой ситуации – дефицит оборотных средств, необходимых предприятию для создания и поддержания переходящих товарно-материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу. Каждый операционный цикл приносит прирост - добавленную стоимость, чем больше размер оборотного капитала, тем выше прирост. Размер оборотного капитала увеличивается за счет реинвестирования полученного прироста – прибыли и при помощи кредитных средств.

В ряду антикризисных мер для поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности Правительство РФ предоставляет субсидии из средств федерального бюджета на возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях. Это мера, безусловно, полезная и, как всякая косвенная поддержка, эффективная. Можно считать, что таким образом одновременно поддерживается легкая промышленность и банковский сектор, и делается это на понятных и рациональных условиях.

Субсидии, предоставляемые организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, делятся на кредиты пополняемых оборотных средств и инвестиционные кредиты. Объем кредитов пополняемых оборотных средств в 2009 году составил 320 млн. рублей, а инвестиционных кредитов – 150 млн. рублей. Предоставление субсидий осуществляется в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, если кредитная ставка больше или равна ставке рефинансирования ЦБ РФ. Если кредитная ставка по кредиту меньше ставки рефинансирования ЦБ РФ – возмещение осуществляется из расчета двух третьих от затрат на уплату процентов по кредиту.

За прошлый год субсидиями воспользовались 117 предприятий, что привело к увеличению оборотных средств предприятий на общую сумму 348 млн. рублей и в значительной степени дало возможность многим предприятиям отрасли отстабилизировать свое положение в период кризиса. По скромным подсчетам 1 рубль, предоставленный из федерального бюджета, возвращается государству в размере 5 рублей в качестве налоговых поступлений. Мультипликативный эффект от данной формы государственной поддержки заключается в стимулировании банковского сектора в направлении обрабатывающей промышленности, что положительно сказывается на обоих секторах.

Мы внимательно изучили расчеты и опыт различных отраслей и территорий по применению компенсационных мер, сравниваемых по своей сути и размерам с применяемыми в легкой и текстильной отрасли, и в целом согласны с основными выводами, высказываемыми в аналитических работах, в особенности в работе Михалева и Шулеметова «Оценка эффективности применений механизма субсидирования процентных ставок как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий Красноярского края».

Особенно хотелось бы остановиться на основных преимуществах и некоторых недостатках данного механизма государственной поддержки.

  • 1. Государственное стимулирование развития экономики путем субсидирования части процентной ставки за пользование кредитами будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы предприятий, созданию рабочих мест, улучшению социально-экономического положения на местах в целом большей диверсификации экономики.
  • 2. Данная форма государственной поддержки инвестиционной деятельности в ходе ее реализации позволяет обеспечить «финансовую прозрачность» предприятий, контроль за которыми будут одновременно вести и кредитные организации и часто администрация на местах, при этом отсутствует риск потери бюджетных средств, который присутствует в данных видах финансирования из-за отсутствия или слабой проработки процедур, снижается риск нецелевого использования.
  • 3. Применение данного механизма позволяет снизить текущие расходы бюджета, при этом для предприятий создаются условия, близкие к бюджетному кредитованию. Сравнительно небольшими средствами государство обеспечивает привлечение в отрасль существенных кредитных ресурсов.
  • 4. При использовании данного механизма банковские кредиты получаются более дешевыми и, к примеру, в 2009 году, если средневзвешенная ставка составляла 15,2% у некоторых фирм, то бюджетное субсидирование позволило удешевить кредит до 7,2 % годовых. В результате сравнения данной цифры с уровнем годовой инфляции, становится ясным, что реально предприятие возвращает банку менее того, сколько получает.
  • 5. Данный механизм использования бюджетных средств исключает некомпетентный подход, поскольку решение о кредитовании принимает банк на основании профессиональных оценок финансового состояния заемщика. В результате государственная помощь оказывается только финансово устойчивым предприятиям, стабильно работающим в сложных экономических условиях. Именно эти предприятия за счет размещаемых кредитных ресурсов способны обеспечить прирост производственных мощностей и налоговых платежей, создать новые рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет.
  • 6. Рассматриваемый механизм позволяет кредитным организациям значительно увеличить число потенциальных заемщиков, ТЛП - это как раз тот сектор, за счет которого банки могут расширять свои портфели.
  • 7. Извлечение максимальной прибыли с наименьшими рисками - основной принцип политики, которой придерживается вся банковская система. Кредитование материального производства сопровождается достаточно высокими рисками, однако жесткость отбора среди претендентов на получение господдержки позволяет, помимо сокращения процентных рисков кредитных организаций, сократить и риски невозврата кредитных средств.

Однако вышеперечисленные аргументы говорят о том, что с целью реализации стратегии развития ТЛП до 2020 года необходимо не только сохранить, но и по возможности наращивать объемы субсидий, совершенствовать механизм предоставления оных, а именно.

В правилах, устанавливающих порядок предоставления субсидий, оговаривается, что возмещение (части) затрат по кредитам, полученным на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства ТНП и ТПТН производится только по кредитам, срок действия которых не превышает один календарный год. Это непонятно и необъяснимо. Почему срок действия «субсидируемого» кредита должен быть ограничен одним календарным годом? Кредит берется на усиление платежеспособности предприятия при реализации определенного производственного цикла, который может не совпадать с календарным годом.

Даже при «сезонной» ограниченности периода закупок сырья и материалов, процесс обслуживания кредита и выполнение обязательств по кредитному договору может распространяться на период, согласованный кредитором и заемщиком, и соответствующий интересом обеих сторон.

В то время как экономисты, политики и монетарные власти ратуют за увеличение в экономике страны фактора «длинных денег», указанные Правила понуждают предприятия текстильной и легкой промышленности к увеличению краткосрочных кредитов (сроком до 1 года) в своем кредитном портфеле. Риски нарушения пропорции между погашением кредитных средств и среднемесячной выручки, снижение значения коэффициента текущей ликвидности заметно охладят готовность банков кредитовать предприятия ТЛП, которые и так не страдают от чрезмерного внимания кредитных учреждений. Кажется, что и сами банки предпочитают выдавать долгосрочные кредиты и кредитные линии, которые улучшают их отчетные показатели, особенно в формате МФО.

Также важным аспектом является дальнейшее развитие лизинга как одной из форм ускорения модернизационных тенденций в отрасли. В связи с этим считаем крайне целесообразным, в случае увеличения в дальнейшем статьи в бюджете, распространить правила погашения части процентной ставки кредита на погашение процентов по лизинговым операциям, а также считали бы целесообразным рассмотреть возможность создания «Рослегпромлизинга» - государственной структуры по типу «Росагролизинга». По нашему мнению, это позволит значительно повысить интерес к лизингу, ускорит процесс модернизации и привлечет большое количество дополнительных инвесторов, а также распространит действующие механизмы и процедуры прямого государственного финансирования легкой и текстильной отрасли.

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт