15.11.2018

Владислав ИВАНОВ, Директор по развитию ООО "ТЕРМОПОЛ": «СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - ИСКОПАЕМЫЙ ТЕКСТИЛЬ[1]»

 

ivИнтеллектуальная инвестиция

За последнее 10-летие отраслевое сообщество собиралось множество раз. Выводы встреч менялись. Когда-то говорилось о том, что «всё плохо и сделать ничего невозможно»; затем – что «нужно всё-таки что-то делать»; далее – что «вот сделано же! можем же!»; теперь эволюционно задаёмся вопросом – «что необходимо сделать?».

Назрели концептуальные вопросы, от решения которых зависит не только развитие отрасли, но и развитие государства, судьбы людей, освоение территорий, промышленные внедрения, появление новых видов продукции, а в итоге – как индустриально-системная неизбежность - конкурентоспособность российской легкой промышленности и ее экспортный потенциал.

Уверены, что поднимаемые вопросы напрямую согласовываются с НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, с богатством, добытым для нас, для этого момента предыдущими поколениями, запасами, обеспеченными для нас и наших детей многовековыми процессами освоения и присоединения территорий. Мы призываем к организации промышленного будущего! Уверены, что поднимаемая тема не привязана только к корпоративным интересам – она большая и общая, более того – это тенденция, основанная на потребности.

В 2008 году в критической публикации академик Е. П. Велихов писал об ущербности страны «первого передела», о заниженности стоимости ресурсов, об ориентации на экспорт любой ценой, о неизбежной бедности сырьевых стран. Спустя десятилетие фраза «завтра решать будет некому[2] да и незачем[3]» прозвучала вновь на научном форме по инновациям Smartex. Ноябрь, 2018 – вновь делаем на ней акцент.

Мы призываем отрасль сделать «интеллектуальную инвестицию», всем компетентно подключиться к обсуждению «следующих шагов» промышленности, попытаться взвешенно оценить и, возможно, переосмыслить представления, на которых выстаивается вся «цепочка товарного производства», в которую включены и кадровые, и ресурсные, и сырьевые, и научные элементы.

Изменился мир.

Нефть стала «хлебом промышленности».

Меняется представление о текстиле, текстильных материалах.

Материаловедение стало иным.

Речь идёт даже не о текстильных материалах, а материалах в том числе и для текстильных и швейных производств, большинство из которых давно создаются без применения методов ткачества. В среде обитания нас тысячелетиями окружают традиционные материалы – металлические, каменные, деревянные, тканые. Технологии добычи и переработки невозобновляемых и возобновляемых ресурсов свидетельствуют о новых промышленных возможностях, свойствах, надежности и долговечности материалов нового типа: полимерных, композитных, технических (карбон, углепластик, графен, нанотрубки, аэрогели, метаматериалы, мембраны и прочие делают революцию[4] в представлениях о свойствах материи, приводят к изменению структуры потребления технического текстиля в строительстве, сельском хозяйстве, медицине, дорожном строительстве, авто-, авиа-, космо-, судостроении и пр.).

Итак, углеводородное сырьё – это технический текстиль. С данной позиции предлагаем рассматривать безграничные возможности РФ в промышленной политике ближайших десятилетий. 

 

Ископаемый текстиль

Технический прогресс, связанный с получением и переработкой синтетических волокон из углеводородного сырья, прогнозировался более 100-летия назад Д. И. Менделеевым (тезис о равнозначности сжигания ископаемого -топкой ассигнациями). В середине прошлого века появились научные исследования и планы по освоению технологий и переработке углеводородов для текстильных нужд[5]. 7 мая 1958 года состоялся Пленум ЦК КПСС, принявший постановление «о химизации промышленности», но и до этого вопросы «химизации» относились к важнейшим. 28 апреля 1928 г. было принято Постановление СНК СССР «О мероприятиях по химизации народного хозяйства Союза ССР».

Актуализируем тему глубокой переработки углеводородного сырья с точки зрения потребностей текстильной и лёгкой промышленности, но не ограничиваемся одной отраслью. Напротив, на протяжении всей своей истории разработчика и производителя нетканых материалов «Термопол» призывает шире применять достижения технического текстиля, соединять интересы отраслей, сочетать материалы для получения новых изделий, активнее экспериментировать с внедрениями в секторах промышленности.

 

Сырьевые угрозы

Главной сырьевой угрозой в нашем сегменте можно считать то, что имея основную сырьевую составляющую мы, фактически, остались без сырья, без товарной цепочки, без ориентации на продукцию конечного передела.

При сохранении нынешнего подхода и при росте потребностей на материалы и технологии, сохраниться следующая зависимость: чем больше у нас будет сырья, тем меньше у нас будет сырья.

По данным[6] д.г-м.н. А. И. Варламова, ВНИГНИ, прорывные открытия разведки сырья - только предстоят в связи с низкой «опоискованностью» и разведкой месторождений. По мнению проф., д.т.н. Г. Е. Кричевского, «мировая экономика зависит от углеводородов». С учётом мировой экономической динамики и исторического анализа, стоимость углеводородного сырья будет возрастать[7], данная тенденция обусловлена процессами потребления, производства и разработок, несмотря на возрастающую актуальность альтернативных источников энергии. В настоящее время майнинговое углеводородное сырье[8] используется преимущественно как: источники энергии (электро- и тепловая, в т.ч. котельное топливо); «источники движения» (автомобильное и авиационное топливо). Они невозобновляемы и влекут за собой: 1) прямой расход сырьевого ресурса; 2) размен ресурса «на тепло» и «на движение».

В этом смысле – именно в контексте «сырьевых угроз» - существенно актуализируется задача сохранения энергии. Как мы понимаем, глубокая переработка углеводородного сырья, например, в разнообразные виды полиэфирных и иных волокон и создание из них конструкций высокоэффективной термической изоляции (по аналогии с разработками Холлофайбер® СОФТ, Холлофайбер® СТРОЙ, композиционные материалы на основе нетканых полотен Холлофайбер® и т.п.), способна существенно изменить представления о среде обитания человека, мира комфорта и тепла, а также о свойствах материалов, их получении, долговечности, пользе для глобальных природно-климатических и ресурсно-сырьевых балансных процессов.

Наиболее понятные из них на данный момент с учетом уровня развития и потребительского сознания – это технологии технического текстиля. По уровню осмысления его производства и применения из всех промышленностей ближе всего – именно легпром. Вот почему именно с позиций легпрома поднимается данная глобальная тема. Но это, повторимся, не только задача легпрома.

 

Мировые тенденции 2050

В связи с тем, что основной целью переработки нефти является производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки, основной тенденцией, связанной со «следующим шагом» промышленности можно считать отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Она определяется как проект 2050. Суть её состоит в том, что ряд стран заявил об отказе применять в ДВС «ископаемое топливо». Китайские тесты электрокаров сегодня проводятся в Якутии и Магаданской области.

Очевидно, что мы заинтересованы в увеличении поставок сырья, чтобы обеспечить приток в бюджет. Такой подход делает нас заложниками системно формирующейся и быстро развивающейся инфраструктуры, в которой без учёта обмена технологиями глубокой переработки углеводородного сырья, нам будет отводиться лишь роль «управляемого продавцом покупателя».

При этом эксперты сходятся во мнении, что технический текстиль будет тотально занимать рынок.

 

Свободные ниши

«Термопол», отмечающий 15-летие, призывает рассматривать данный промышленный блок в широкой отраслевой взаимосвязи, не ограничивать восприятие только несколькими популярными специализированными рынками, которые оказались реализованными только потому, что предшественники смело и широко взглянули на технологию переработки углеводородного сырья, его многочисленных производных. Например, на волокна, из которых сегодня создаются тысячи наименований продукции Холлофайбер®, десятки тысяч разновидностей изделий, в сотнях миллионов экземпляров продукции народного хозяйства. Тем более парадоксально, что раньше внедрение и применение, например, «ископаемого текстиля» считалось невозможным.

«Термопол» внёс в Минпромторг и Союзлегпром инициативы по формированию, открытию и развитию рынков технического текстиля, с новыми применениями продукции технического текстиля, отмечая потребность в полиэфирном волокне, в волокнах других типов. Объемы производства технического текстиля в РФ растут, но они ничтожно малы с учётом имеющихся и перспективных потребностей. В «эпоху перепроизводства» технический текстиль открыл возможности продуцирования пищевых продуктов, синтезирования питательных элементов из углеводородов. Выращивание питания на гидропонических основах с применением технического текстиля получает значительное развитие, это мощная альтернатива почвенному земледелию.

Разноплановый технический текстиль, который сегодня становится неотъемлемой составляющей в цепочках продукции, сделав «мировой круг», возвращается на наш рынок в виде готовых изделий и технологий, за которые мы вынуждены переплачивать. Технический текстиль и высокие технологи способны открыть для отечественной промышленности более широкие возможности.

Футуристические ниши будут априори продолжать привлекать наибольшее внимание к продуктам технического текстиля: урбанистика, дизайн среды, fashion, кич-проекты, материалы-экраны, защитные экранирующие свойства, безэховые камеры, изоляция электромагнитного смога и пр.

 

Пакетные решения

Продукция технического текстиля будет всё больше вступать в пакетные решения с продукцией других химических производств (например, растворов, пластмасс, композитов, полимеров и пр.). Пакетные решения продукции технического текстиля выходят далеко за границы легпрома.

Вопрос напрямую стыкуется с проблематикой переработки полимеров, вторсырья, что мы определили не просто как рециклинг, а полирециклинг.

Активное внедрение проектов высокоэффективной «глубинной переработки» углеводородного сырья способно вызвать кумулятивный эффект, спровоцировать давно ожидаемую обществом «цепную промышленную реакцию» - процесс, в который может быть вовлечено фактически всё профессиональное население страны.

Современный глобальный сырьевой продукт не может быть рожден в одной отрасли! Сложный продукт обязан находиться на стыке технологий, на пересечении запросов отраслей! Мировая экономика – это модель промышленного конструктора со специализированным распределением производства деталей. Поэтому в наших размышлениях нет ретроспективного моделирования «натурального хозяйства», нет в них призыва возврата к плановой экономике советского типа. Напротив, есть призыв, учитывая прошлое, сделать «следующие шаги», которые позволят нам выйти из самого невыгодного положения, в котором мы оказываемся – из положения снижения государственной компетенции в промышленности, утраты промышленного и ментального лидерства, «технологической пассионарности», - с формированием менталитета «сырьевого придатка».

 

Выгодно всем

Тема глубинной переработки углеводородного сырья и, в частности, для нужд технического текстиля, является комфортной для всех других отраслей и подотраслей, не вступая в противоречие, а, напротив, развивая и стимулируя дальнейшее их развитие. Определим выгодную возможность для промышленности - «ресурсное сочетание». Это безграничные возможности материаловедческого комбинирования и дальнейшего поиска и внедрения инноваций. Довольно короткий период развития технологии и идеологии нетканых материалов существенно повлиял на сегодняшние производственные методики в самых разных сферах: от производства сырьевых составов – до изготовления бытового или промышленного изделия (одежда, обувь, декор, интерьер, здания, игрушки, фильтры… - пожалуй, нет отрасли промышленности, где сегодня не применялись бы нетканые технологии).

 

Залог завтрашнего дня создается сегодня

Эмуляция легпрома юго-восточной Азии для России, конечно, допустима, но не должна стать главной целью (это диктует условное сопоставление ресурсов: 1) трудовых, в виде рабочей силы и 2) ресурсных, в виде недр). 

Мы научились: добывать сырьё; экспортировать и умело зарабатывать на этом; создавать продукцию из сырья…нам осталось научиться перерабатывать углеводороды в промежуточное сырьё для развития технического текстиля! На данный момент инновации уже мало: требуется форсирование! Сегодня складывается благоприятная среда для «следующего шага».

 

Без ткани: настоящее будущее

Прошло всего лишь несколько лет: от крайне скептического и критического восприятия нетканых материалов – до признания и восторгов, от ограниченного понимания внедрения и использования – до повсеместных деклараций о безграничных просторах применения нетканки.

За многие годы досконально изучив тематику международного и отечественного технического текстиля, зная тенденции в области мировой сырьевой идеологии и развития химической промышленности, анализируя перспективы и потребности рынка, эксперты проекта «Термопол» на протяжении нескольких последних лет призывали участников рынка существенно расширить внедрения технического текстиля (и в частности, нетканых материалов Холлофайбер®) в различные отрасли промышленности, самые разнообразные изделия и системы (от одежды для Арктики до гидропонических полигонов, от строительных утеплителей – до автопрома, от ортопедических матрацев – до композиционных материалов, которые могут изменить промышленность, и т.п.).

Имея сырьё для самого различного технического текстиля РФ применяет в основном то, что уже доказало состоятельность за несколько быстро минувших десятилетий, с опаской воспринимая новое и неведомо. Одна из причин – рутина в осмыслении и переработке научных и исследовательских данных, успешного промышленного опыта, зарубежных прорывных идей, недостаточное внимание к наиболее успешным и перспективным внедрениям, в том числе, и уже давно состоявшимся на «термополовских» полигонах.

«Ископаемый текстиль» Родины дает нам все основания для следующего шага промышленности, с учётом сырьевых угроз, мировых тенденций 2050 и безграничных свободных ниш!

 

Авторский коллектив - ООО "Термопол": 

В. А. Гонтарь, генеральный директор, член Правления РСПТЛП «Союзлегпром»;
В. В. Иванов, к.ф.н, директор по развитию проектов
В. Р. Лысак, коммерческий директор
С. А. Махов, технический директор
Е. В. Мезенцева, аспирант РГУ им. А. Н. Косыгина, главный технолог
И. Ю. Немцов, главный инженер

Рецензенты:


А. В. Силаков, доктор экономических наук;
М. Ю. Трещалин, доктор технических наук, профессор

_____________________________________________

 

[1] По определению, предложенному д.э.н А.В. Силаковым, «углеводородный текстиль».

[2] Как часто замечается, «был недостаток площадей, а теперь – людей!»

[3] По верному замечанию Исполнительного директора Российского союза химиков, почетного химика РФ В.С. Савинова, высказанному в докладе на конференции Smartex-2018, в г. Иваново, 26 сентября 2018 г.  

[4] См.: https://www.techcult.ru/

[5] Фундаментальное обобщение исследований и перспектив химизации промышленности вышло в свет уже в 1952 году. З. А. Роговин «Химия и технология химических волокон».

[6] Изложены в докладе «Состояние сырьевой базы углеводородного сырья Российской Федерации и пути ее развития». Конференция "Новые идеи в геологии нефти и газа - 2017. Москва, МГУ, 25 мая 2017 г.

[7] С учётом возрастающей роли шельфовых и арктических разработок, а также понимания дороговизны извлечения и транспортировки такого рода углеводородного сырья.

[8] В данном случае без учёта битумов, мазута, пластиков прочих продуктов добычи и переработки.

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт