22.04.2014

Репортаж "Коммерсант ФМ"

Повышенный спрос обеспечила Олимпиада и вхождение Крыма в состав России. Об этом заявил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. В Москве открылся международный форум легкой промышленности. Участники рынка обсуждают стратегические задачи развития отрасли. По мнению многих экспертов, без помощи государства возродить отечественную промышленность крайне сложно. Подробности — у Аэлиты Курмуковой.

Отечественная одежда и обувь занимают всего 20% российского рынка, все остальное — импорт. В Советском Союзе страна практически полностью себя обеспечивала. После развала СССР часть предприятий осталась на Украине, в Белоруссии, других республиках, многие обанкротились. Государство забыло о легкой промышленности. И эту тенденцию нужно менять, говорят участники рынка. Легкая промышленность в России на 99% частная. И в этом ее конкурентное преимущество, но без помощи государства бизнес не сможет возродить былую мощь легкой промышленности, считает председатель совета директоров холдинга "Группа Мегаполис" Константин Кузин.

"У нас существуют заградительные пошлины — 12,5% — на поставки в Европу. Это ограничивает наши экспортные продажи, например, по сравнению с Турцией, у которой ноль. Это один из вопросов, над которым, наверное, предстоит Легпрому и правительству работать и вести переговоры в рамках ВТО, что, соответственно, увеличит объемы продаж нашей продукции на европейский рынок. У нас есть Таможенный союз, и через Таможенный союз без пошлин приходит к нам, условно говоря, контрабандный товар через границы Казахстана, что очень сильно влияет и подрывает легкую промышленность", — прокомментировал Кузин.

То, что россияне не хотят покупать отечественную продукцию, скорее стереотип. 32% респондентов ценят ее за качество и удобство, треть респондентов за доступные цены. Таковы результаты опроса Media Arts, которые опубликовали в конце прошлого года. Рост курса доллара и евро сыграл на руку российским производителям. Потребительский спрос сдвинулся в более дешевый сегмент. Но конкурировать по цене качеству с европейскими, американскими и даже китайскими коллегами пока сложно. И оптимистичных прогнозов в ближайшие пять лет ожидать не стоит, говорят эксперты. Нужна глубокая бизнес-стратегия, считает глава компании "Роскини" Сергей Викулин.

"Для бизнеса нужно пересмотреть и сделать технологическое обновление — покупку нового оборудования, новых технологий, заимствовать лучшее, что есть в мире, а это, безусловно, инвестиции. Нужно реализовать комплексную стратегию не только производства но и, в первую очередь, сбыта, которая требует поддержки бизнеса в легкой промышленности, которая оценивается по данным на 2008 год на €420 млрд — в общем-то серьезная цифра, за которую можно побороться. И мы в статистике данного бизнеса отсутствуем в принципе, нет даже там десятой доли процента. Государство должно обеспечить льготы на налоговую политику, кредиты, которые должны обеспечить развитие подобной отрасли", — подчеркнул Викулин.

Отстаивать интересы российских производителей пытается Минпромторг. В конце прошлого года ведомство предложило запретить госзакупки иностранных товаров легкой промышленности для нужд власти и обороны. В этом списке ткани, чулочно-носочные изделия, пуловеры, одежда из кожи, спецодежда, меховые изделия, сумки, чемоданы и обувь. Однако пока это лишь инициатива. То, что чиновники откажутся от мировых брендов, вызывает сомнение.

«Коммерсант ФМ»

 

Все материалы >>