25.04.2023

БУДУЩЕЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ


Последние два года креативный сектор экономики переживает сильные потрясения: в 2020 году из-за коронавирусной инфекции бизнес понес колоссальные убытки, а в первой половине 2022 года из России ушли многие мировые бренды. Более оптимистическая часть предпринимателей поспешила занять освободившуюся нишу, представив потребителям отечественную продукцию, вместо товаров известных марок, к которым все давно привыкли. На Российском форуме моды и дизайна корреспондент Global City Москва посетил несколько пленарных заседаний, изучив мнение лидеров креативной индустрии, а также собрал комментарии экспертов, чтобы составить прогноз развития отрасли и определить главные тенденции развития креативной экономики в России.

 

БУДУЩЕЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

 

В Москве в отеле The Carlton, Moscow впервые состоялся Российский форум дизайна и моды. В нем приняли участие более тысячи дизайнеров и представителей органов власти. Эксперты говорили о тенденциях развития модной индустрии. Среди задач форума было не только сформулировать прогнозы, но и объединить профессионалов, а также выработать совместные бизнес-стратегии. О том, какое будущее прогнозируют сегодня креативной экономике, какие проблемы выделяют и как планируют их решать читайте в нашей статье.

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРЕНДЫ VS ЗАРУБЕЖНЫЕ БРЕНДЫ

 

В настоящее время вопросы: «Где одеться?» и «Что надеть?» не стоят так остро, как это было еще год назад. Сейчас найти одежду, обувь, аксессуары, которые понравятся каждому потребителю, можно и в торговых центрах, и в интернет-магазинах, и в шоу-румах. Да, зарубежные бренды ушли, но на освободившихся полках практически моментально стали появляться товары от российских производителей. Например, недавно вместо крупного иностранного магазина H&M на Тверской в Москве открылся Gloria Jeans, а шведский магазин IKEA заменил белорусский бренд Swed House. Такие тенденции наблюдаются по все стране: отечественные бренды замещают зарубежные. Эксперты сходят во мнении: после ухода зарубежных брендов российский потребитель ни в чем не нуждается.

 

«Отечественные предприятия выпускают достаточно конкурентную продукцию по дизайну, качеству, цене и срокам исполнения заказов. Реакция потребителей такова, что 78% готовы покупать российские товары. Также наблюдается большой интерес к отечественной продукции», – сообщила на форуме исполнительный директор Российского союза производителей одежды Наталья Шустикова.
В ходе двухдневного мероприятия эксперты сделали вывод о том, что нельзя придумывать бренды ради брендов. Нужно пытаться совмещать и находить подход к каждому потребителю. Это значит, что дизайнеры должны уметь создавать не только люксовую одежду, но и массовую.

 

«Мы должны помнить, что сейчас порядка 50% товаров население покупает в рыночном формате. Это не плохо. Это прекрасно. И опыт Турции тому подтверждение. Мы можем видеть сколько сейчас турецких брендов создается здесь, в России. Если у нас сложился такой формат, то нужно предложить масс-маркету разные варианты торговли. Не бояться экспериментировать и открывать торговые точки в разных местах. Это будет увеличивать продажи товаров, сшитых у нас», – сообщила директор Департамента легкой промышленности, Минпромторг РФ Вера Хмырова.
Сегодня в России складывается следующая тенденция: бренд родился, а через год умер. Такое происходит из-за того, что у дизайнеров нет понимания, где они будут продавать свой товар, кому и в каком количестве. Поэтому важно привлекать в индустрию моды талантливых людей, а главное – понимающих для кого они создают одежду, кто их целевая аудитория и как правильно презентовать свой товар. При соблюдении этих условий в будущем в России появятся новые имена, которые будут двигать креативную индустрию только вперед, как раньше это делали Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Виктория Анферова и другие. Для этого государство создает площадки, направленные на обучение специалистов, где начинающим предпринимателям подробно рассказывают, как представить свой продукт, чтобы он заинтересовал покупателей, какие рычаги использовать для продвижения отечественного бренда и многое другое. Некоторые дизайнеры уже успешно применили полученные знания и добились отличных результатов, а главное привлекли внимание к себе и своему товару.

 

В индустрии моды и дизайна, к сожалению, практически полностью отсутствует коммуникация между потребителями, ритейлерами, модельерами и производителями. Зачастую одни не находят других. Кроме того, у ритейла совершенно другие запросы на одежду, которая сейчас продается. Поэтому в настоящее время остается открытым вопрос о создании программы, объединяющей все компании. Такая площадка помогла бы предпринимателям расти и развиваться.

 

КАДРЫ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

 

Сегодня сфера моды и дизайна и сфера подготовки кадров для этой индустрии частично отдалены друг от друга. В связи с этим на рынке труда наблюдается отсутствие профессиональных кадров. Уже длительное время одним из ведущих в сфере образования является тренд на практикоориентированность. Особенно он актуален для креативной экономики, где быстроразвивающиеся цифровые технологии и меняющиеся модели потребления продукции, заставляют специалистов постоянно осваивать новые навыки. Поэтому лидеры индустрии выступают с инициативой принимать участие в создании образовательной программы, чтобы между государством и компаниями было понимание, какие специалисты сейчас востребованы на рынке.

 

Так, молодые дизайнеры смогут выпускаться уже с необходимым багажом компетенций. Чтобы восполнить отсутствие профессиональных кадров, государство создает площадки для дополнительного обучения дизайнеров и модельеров. Один из таких проектов – «Профессионалитет», стартовавший в прошлом году. За это время в нем приняли участие тысячи специалистов.

 

ТЕНДЕНЦИИ В ИНДУСТРИИ ДИЗАЙНА И МОДЫ

 

Как правило известные дизайнеры, основатели модных домов, сами создают тренды, которые живут на протяжении многих десятилетий. Отличным примером может стать эко-мода. Одним из основоположников этого направления в XXI веке стала дизайнер Линда Лаудермилк. Именно она в далеком 2002 году, когда многие даже не слышали этого терминa, выпускала на подиум моделей, с ног до головы одетых в эко-одежду. Ни секрет, что проблемы, связанные с экологией, волнуют многие страны. Поэтому с каждым годом спрос на экопродукцию растет. Такой товар безопасен для здоровья человека и для окружающей среды. Главное – вовремя донести до потребителя, что переработанный продукт – это не плохо.

 

«К сожалению, очень часто тема экологичности в глазах потребителей смешивается с темой натуральности: натуральное не всегда экологичное, экологичное не всегда натуральное, а при этом ненатуральное может быть экологичным. Из-за подобных мыслей возникает огромное количество дискуссий. Поэтому многим компаниям, которые на первое место ставят экологичность, не всегда удается прорваться через этот информационный шум и занять достойное место на рынке», – поделилась своим мнением бьюти-футуролог и трендвотчер Анна Дычева-Смирнова.

 

На Форуме эксперты сошлись во мнении, что тренд на экотовары еще долгое время будет присутствовать в индустрии.

 

Сегодня дизайн присутствует везде, делая жизнь человека комфортнее и безопаснее. Поэтому другая важная часть актуального дизайна – инклюзивность. Так, одна из российских компаний, которая создает стильные накладки для протеза рук и ног – CCOVER – помогает людям с ограниченными возможностями здоровья вновь почувствовать себя увереннее и красивее. Дизайнеры преображают невзрачные металлические конструкции в яркие аксессуары. Недавно компания также начала создавать специальные модные накладки для слуховых аппаратов.

 

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ПОМОЩНИК ИЛИ КОНКУРЕНТ

 

На первом Российском Форуме дизайна и моды многие спикеры сошлись во мнении, что несмотря на все трудности, с которыми за последний год столкнулся креативный сектор экономики, он не только достойно преодолел все невзгоды, но и нашел новые точки развития. Западные санкции стали отличной возможностью заявить о себе российским брендам, проработать проблемные аспекты, а также дать новый вектор развития креативной индустрии. Сегодня дизайн и мода идет рука об руку с возникновением цифровых трендов и инновационных технологий. Поэтому одна из самых ярких дискуссий на форуме разгорелась вокруг нейросети. Эксперты подчеркнули, что ИИ может упростить работу дизайнера, например, сгенерировав тот рисунок, который ищет заказчик. В большинстве случаев такая картинка получится яркой и затмит работу человека. Впрочем, все спикеры сошлись на том, что в ближайшем будущем робот не сможет полностью заменить человека в модной индустрии.

 

«Искусственный интеллект потрясающий помощник. Но важно понимать, какие бы приложения вы ни установили, вы не станете дизайнером. ИИ это инструмент. Чтобы развиваться в индустрии, нужно образование, – сообщила эксперт по стратегическому управлению, руководитель проекта IDI FASHION Дарья Пашкова.

 

Кстати, на сегодняшний день искусственный интеллект не только может упростить работу дизайнера, но и сделать комфортнее жизнь потребителя. Такую возможность предоставляет виртуальная примерочная. Робот снимает мерки с покупателя и предлагает варианты с нужным размером. Затем покупатель подбирает одежду под свои запросы. Это упрощает процесс примерки и сразу выдает весь доступный ассортимент. Покупатель экономит время и собственные ресурсы, акцентируя свое внимание только на том, что ему нужно и что ему подойдет.

 

Делая выводы, эксперты сошлись, что ИИ – не конкурент, а отличный помощник. Да, дизайнерам предстоит научиться выстраивать работу, используя современные цифровые технологии, чтобы идти в ногу со временем, отвечать требованиям рынка, и если им удастся подружиться, то нас ждет новый виток в развитии модной индустрии и новые возможности для креативной экономики.

 

В XXI веке столпы креативной экономики не изменились. По-прежнему в ее основе лежит интеллектуальный труд и творчество, генерируемое человеком. Изменилось отношение государства к отрасли. Сегодня оно готово поддерживать развитие креативной экономики, считая ее одним из перспективных направлений для развития страны.

 

Global City

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт