16.01.2023

Немодный приговор: чем вызвано такое поведение

 

mkПочти две трети граждан (59%) снизили траты на покупку одежды и обуви во второй половине 2022 года. Об этом говорит исследование интернет-сервиса «Юла» и агентства A2:Research, обнародованное 13 января. Половина опрошенных перешла на более дешёвые вещи, ещё 15% респондентов перестали покупать дополнительную одежду, если у них уже имеются аналоги. Каждый второй участник исследования стал реже приобретать одежду и обувь дорогого сегмента. Исторический опыт свидетельствует, что если кризис усиливается, то в дальнейшем граждане от умеренности в одежде переходят к экономии на еде. Будет ли так в этот раз и чем вызвано такое резкое изменение привычек россиян, «МК» рассказали эксперты.

 

Как отмечается в исследовании, за последние полгода 41% жителей России заметили, что их траты на одежду существенно выросли. Экономить на белье и офисных костюмах стали 12% россиян, 13% опрошенных — на домашних вещах. Покупки повседневной и вечерней одежды сократили по 14% граждан. Однако эксперты поспорили о том, свидетельствует ли это о снижение доходов или является последствием других экономических факторов.

 

Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс»:

«Как ни странно, сокращение трат на одежду и обувь в 2022 году не может свидетельствовать о снижении доходов. Из ритейла ушло много иностранных брендов, которые продавали одежду и обувь по высоким ценам, а российские аналоги просто стоят дешевле. Еще один важный тренд — это маркетплейсы. Там граждане находят одежду и обувь хорошего качества по ценам ниже, чем в магазинах. Дальше россияне адаптируются к тому, что доступная одежда и обувь стоят дешевле и уже не будут ощущать, что стали тратить на них меньше.

 

Уход иностранных брендов, разумеется, одно из выражений кризиса. При этом российские производители увеличили продажи, и это плюс для них, а для граждан — это новые рабочие места. Иностранные производители делали одежду и обувь на иностранных заводах и ничего не давали экономике РФ, кроме НДС».

 

Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global:

«Эти цифры означают то, что в России в 2022 году резко выросла инфляция, а население вынуждено к возросшей инфляции адаптироваться как может, в том числе, путём сокращения расходов даже на такие необходимые товары, как одежда и обувь. А так как рынок одежды и обуви у нас до 2022 года на 60-80% зависел от импорта, то в связи с тем, что упал рубль, выросли цены на импортные товары. И даже отечественная одежда сильно подорожала, потому что то, что производится в России, всё равно зависит от поставок импортных материалов. На рынке текстиля доминируют импортные ткани, а некоторые сегменты, например, рынок костюмной ткани, вообще почти на 100% зависит от импорта. Только теперь импорт тканей из Италии, Германии и Испании будет заменяться на импорт аналогичной продукции из Турции и Китая, и даже, возможно, из стран СНГ. С другой стороны, снижение потребительского спроса есть естественный барьер для повышения цен.

 

Это, безусловно, кризисное явление, но через этот кризис стране нужно пройти, чтобы вкладывать инвестиции в развитие отечественной лёгкой промышленности. Тем не менее, сокращение потребительского спроса всё-таки оказало влияние на ценовую политику розничных продавцов. Цены на одежду, по данным Росстата, в ноябре 2022 года в годовом выражении выросли на 8,3%, а на обувь – почти на 7%. При этом инфляция цен на непродовольственные товары в ноябре в годовом выражении выросла на 13,3%. То есть рост цен на одежду и обувь оказался меньше, чем рост непродовольственной инфляции. Конечно, многих россиян, у которых, по данным того же Росстата, в 3 квартале 2022 года реальные доходы упали на 3,4%, эти цифры не обрадуют, потому что бюджет стал более скудным, а цены повысились. Но, с другой стороны, это не повод слишком переживать и ожидать, что в новом году нас ждёт «апокалипсис», такой, что даже еда станет предметом роскоши. В 2023 году инфляция в любом случае должна быть ниже, чем годом ранее – снижение потребительского спроса и параллельный импорт, который растёт семимильными шагами, оказывают положительное воздействие на розничную торговлю. Возможно, что и государство прекратит избыточные эксперименты с маркировкой импортных товаров. Мы ожидаем, что в 2023 году инфляция вырастет на 6-8%.

 

Правильно экономить на одежде и непродовольственных товарах, на наш взгляд, означает внимательнее контролировать свои расходы и умнее покупать, то есть уметь вовремя остановиться. Если бюджет не позволяет купить самое необходимое, например, новое пальто или ботинки, когда старые вещи уже выходят из строя, нужно заранее откладывать от зарплаты в банк хотя бы 10-15% на покупку, использовать возможности рассрочки от магазина или банка (только нужно заранее ознакомиться с условиями рассрочки и сравнить разные варианты, где выгоднее), или «ловить» нужные вещи до наступления соответствующего сезона, когда на них будет хорошая скидка, либо просто изучать предложения по скидкам от интернет-магазинов в тех случаях, когда на распродажах действительно можно сэкономить и приобрести качественную вещь по акции. В конечном счёте «сэкономить» – может означать не бояться переплатить за дорогую вещь, но которая вам прослужит не один сезон».

 

Московский комсомолец

 

Все материалы >>