04.12.2013

"Сделано в России"


Одежду или обувь с лейблом "сделано в России" на полках отечественных магазинов сегодня найти очень непросто, да и немногие, пожалуй, ищут. Ситуацию можно исправить к лучшему, считают и в отрасли, и кабинетах ведомств, но это потребует серьезных инвестиций и ряда протекционистских мер.
Согласно отраслевой стратегии с объемом финансирования около 143 миллиардов рублей, Россию к 2020 году планирует довести долю отечественной продукции на рынке до 50%, снизить долю импортного сырья в легпроме до 49% с нынешних 70% и практически избавиться от "теневого" оборота.

"Мы надеемся, что скоро в России будет такая индустрия, которая могла бы обеспечить высококлассной отечественной продукцией массового потребителя", - заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на недавнем "круглом столе" по проблемам отрасли.

По экспертным оценкам, которые представили агентству "Прайм" в Минпромторге, доля продукции отечественной легкой и текстильной промышленности на российском рынке по итогам 2012 года составляла 24,6%. По оценке владельца торговой марки Incity Александра Попова, этот показатель может не превышать 10%.

Как следует из данных Росстата, в январе-сентябре 2013 года текстильных изделий и обуви ввезено в РФ на сумму 14,6 миллиарда долларов. Импорт вырос как в физическом, так и в денежном выражении.

В целом, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2012 году, по оценке аналитического агентства Infoline, превысил 50 миллиардов долларов, а в 2013 может составить более 57 миллиардов долларов. С учетом госзаказа, а также "теневого" импорта из стран Азии емкость рынка может достигать 80 миллиардов долларов (по итогам 2012 года). Примерно 60% рынка приходится на одежду, 36% - на обувь, 4% - на аксессуары.

НЕРАЗВИТОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Российские производители объясняют свою неконкурентоспособность нехваткой современных мощностей и технологий, специалистов. Такая ситуация сложилась потому, что отечественные компании пребывают на рынке малое количество времени, считает коммерческий директор швейной фабрики "Славянка" Юрий Косенков. "Мы находимся на рынке только лет двадцать, а те "монстры" - иностранные марки - уже десятки лет. Просто у нас еще не хватило времени на эволюцию", - сказал он.

Развитие отрасли также сдерживает неразвитая инфраструктура и отсутствие гарантий стабильности, добавляет Косенков. Отечественные изделия сегодня имеют высокую себестоимость, обусловленную высокими налоговыми ставками и быстро растущими тарифами. "Из-за этого инвесторы не горят желанием заниматься производством в России", - поясняет он.

Объем текстильно-швейного производства за девять месяцев вырос по данным Росстата, почти на 5%, а производство кожи, обуви и изделий сократилось на 5,4%. Рентабельность продукции снизилась с 7,8% до 7,2% в текстильной отрасли, с 8,5% до 7,9% - в кожевенной. Однако совокупные инвестиции в этих отраслях выросли за полгода на 24%, составив 3,1 миллиарда рублей.

ДИЗАЙНЕРЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗАГРАНИЦУ

Даже российские дизайнеры одежды предпочитают размещать производство своих коллекций за рубежом. "Представленные на "Неделе моды" прекрасные отечественные бренды, известные за границей, размещают свои базы за пределами России, что, конечно же, нас огорчает", - сетует Евтухов.

Сами дизайнеры объясняют свои предпочтения нежеланием менять качественные зарубежные материалы на отечественные. "Мы не можем позволить себе это, потому что сразу меняем внешний вид изделия", - сказала художник-модельер Виктория Андриянова. "Мы хотим работать с отечественными производителями, но это пока затруднительно", - поясняет она.
По мнению президента и владельца компании "Снежная королева" Вугара Исаева, для того чтобы современные технологии пошива и набивки принтов постепенно приходили в Россию, необходимо создать условия для развития химической промышленности, производящей синтетические ткани. "Создание одежды как таковой является вторичным делом, самое главное – производство тканей". По его оценке, инвестиции в открытие предприятия по выпуску "приличного количества" ткани составляют 50-60 миллионов долларов.
"Если не говорить о гимнастерках и шинелях, а именно о наличии fashion-тканей, то эта проблема действительно существует", - добавляет владелец компании Baon Илья Ярошенко. Отечественная ткань неконкурентоспособна, а ее количества недостаточно, утверждает Косенков.

Сегодня производителям приходится закупать в Азии много хлопка, пуха, меха, отмечает Ярошенко. Как говорится в стратегии развития легпрома, Россия сегодня закупает за рубежом для нужд текстильной промышленности 100% хлопкового волокна – основного сырья для производства текстильных материалов, потребление которого в 6-7 раз превышает суммарное использование льна, шерсти и шелка.
Несмотря на то что ожидается рост потребления хлопка, РФ в ближайшие годы намерена несколько изменить структуру сырья, в том числе частично заместить импортный хлопок отечественным льном, а также увеличить долю синтетических волокон. Причем акцент планируется делать на внедрении наукоемких технологий.

Однако пока не решена проблема внутреннего производства, нужно отменить таможенные пошлины на ввозимое сырье, предложили на "круглом столе" производители.

ТРЕБУЕТСЯ ОТБЕЛИВАНИЕ

"Легкая промышленность и торговля является наиболее "черной сферой" на сегодняшний день, где большинство предприятий не платит налогов", - отмечает Исаев. По его словам, только 25% компаний в легпроме работают "в белую". Причина кроется в том, что российский рынок еще не развит и не достаточно привлекателен для инвесторов.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо создать равные условия конкуренции в отрасли, где компании будут вынуждены работать "в белую", подчеркивают производители. "Пока их нет, среда не будет меняться", - заключает Исаев.

В том числе, необходимо большее внимание уделить контролю над ввозимой нелегальной продукцией, отметил Евтухов. В России до сих пор нет ни одного законодательного акта, регулирующего нормы и правила обращения с товаром перевозчиков, их ответственности за использование чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и контрабанды. Введение подобного закона ускорит развитие отрасли, говорится в материалах Минпромторга.

К 2020 году в России планируется снизить долю теневого оборота до 10%, говорится в отраслевой стратегии. Сейчас доля официального импорта, по данным Росстата, находится на уровне 39,6%, а ввозимой контрабанды и нелегального производства - 35,8%.

Минпромторг будет продолжать помогать производителям, в том числе компенсациями на уплату части процентной ставки по кредитам на "перевооружение" и инвестиционные проекты, отметил Евтухов. Согласно стратегии, к 2020 году планируется увеличить объем дотаций на субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья и оборудования с нынешних 300 миллионов до 850 миллионов рублей в год. По оценке Минпромторга, это приведет к росту производственных мощностей к 2020 году на 25-30%.

Планируется, что инвестиции на модернизацию текстильного, швейного и мехового производств могут составить к 2020 году 93,5 миллиарда рублей, производства кожи, изделий из кожи и обуви - 39,9 миллиарда рублей. Их источником должны стать средства крупных корпоративных структур и региональные "кластеры", включающих в себя предприятия всей производственной цепочки - от сырья до готовой продукции.

По данным инициированного Минпромторгом опроса, 30% россиян выбирают отечественную одежду и обувь, руководствуясь доступной ценой на изделие, 16% - внешним видом. Для 22% опрошенных причиной служит "потребительский патриотизм", а большинство (32%) выбирают российские товары, потому что они соответствуют их требованиям качества и удобства.

ПРАЙМ

 

Все материалы >>