11.11.2016

В ТПП участники отрасли обсудили ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ И НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

IMG_0734.jpg9 ноября с.г. в Торгово-промышленной Палате РФ прошло совместное заседание правления Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Комиссии РСПП по текстильной и лёгкой промышленности и отраслевого комитета ТПП РФ.

На совместном заседании были подробно рассмотрены вопросы развития российского рынка нетканых материалов. Но, пожалуй, наиболее энергичными были дискуссии по вопросам производства школьной формы. Как и по ряду других узловых проблем в текстильной индустрии страны.

Президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин в своем выступлении отметил, что «несмотря на господдержку отрасли, многие факторы общеэкономического и отраслевого характера, как и сохраняющиеся пробелы в нормативно-законодательной базе негативно влияют на тенденции развития отрасли. Это проявляется, например, и в «секторах» нетканых материалов, школьной формы и в ряде других». По мнению президента Союза, целесообразно «приобщить» предприятия-производители всех компонентов школьной формы к добровольной стандартизации. Но этот вопрос, по мнению Разбродина и других участников форума, - комплексный, многофакторный и требует детализации ряда техрегламентов, действующих в рамках ЕАЭС.

IMG_0721.jpgПодробнее на означенных проблемах остановились другие участники конференции.
Виктор Черепов, исполнительный вице-президент РСПП отметил, что необходимо прийти к общему мнению и, соответственно, к единой структуре производства школьной формы и, в целом, одежды для школьников в плане сырьевой «начинки» этой продукции. В частности, по наличию в ней шерстяных компонентов. Схожее мнение высказал Геннадий Манжосов, глава департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей. Он добавил также, что «остается актуальной консолидированная позиция всех участников рынка данной продукции – как производителей, так и потребителей».

Евгений Томак, вице-президент СОЮЗЛЕГПРОМа, глава Национального союза производителей школьной формы и форменной одежды, разъяснил многие факторы, довлеющие над этим сегментом текстильного рынка в РФ. Он отметил, в частности, «что за истекшие 3 года во времени правительственного решения по разработке и внедрению школьной формы в стране, его практическое продвижение остается незначительным. Полноценного введения школьной формы нет; сохраняются разночтения в категориях, определяющих само понятие «Школьная форма» и его компонентов.

IMG_0761.jpgПродукцию для школьной формы выпускают в стране примерно 200 предприятий, но до 70% ее объема – это импорт, в основном восточноазиатских стран и стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). При этом до 60% сырья и полуфабрикатов в российском производстве школьной формы и форменной одежды – это тоже импорт, и тоже, в основном из тех же регионов». Причем импорт из этих регионов «зачастую не отвечает требованиям по качеству и потребительской безопасности. А преобладание импорта из этих регионов обусловлено сравнительно низкой ценой тамошних производителей/поставщиков».

Негативно сказывается и нормативно-законодательный фактор в данной сфере. Как отметил Томак, четкого юридического определения школьной формы нет до сих пор. Вдобавок, «обязательность ношения этой формы и то, что подразумевается под данной формой, современное законодательство «отправило» в субъекты Федерации, а те, в свою очередь, - непосредственно в школы. Потому и сложилась ситуация «кто во что горазд». Между тем, в стране не меньше 14 млн. школьников и до 50 тыс. школ.

В то же время, проведённые в 2013-2015 гг. выборочные закупки в РФ продукции, которая может квалифицироваться как одежда для школьников, показали, что до 80% закупленного не соответствует требованиям профильного техрегламента ЕАЭС по потребительской безопасности. В то же время, торговля часто отказывается получать высококачественную продукцию этого назначения – из-за «сверхвысоких» цен на нее. А вот образцы школьной формы утверждены только в Брянской, Курганской и Ульяновской областях».

IMG_0770.jpgКак считает Евгений Томак, требуются, кроме того, и национальные стандарты школьной формы и форменной одежды, единый реестр производителей такой продукции в стране. Развитие же этого сектора обеспечит до 50 – 55 тыс. новых рабочих мест в отрасли и смежных производствах. С учетом упомянутых факторов, целесообразно продлить программу развития по школьной форме на 2018 год.

Андрей Разбродин поддержал оценки и выводы в выступлении Евгения Томака, отметив необходимость добровольной сертификации этой продукции совместно с «Роскачеством». Разбродин при этом подчеркнул, что «СОЮЗЛЕГПРОМ готов дофинансировать работу по обеспечению стандартизации данной продукции».

В целом, по мнению Евгения Томака и многих других участников заседания, в стране пока нет комплексных условий для производства единообразной школьной формы из высококачественных отечественных материалов.

Продолжила эту тему Елена Саратцева, замруководителя «Роскачества»: «…До 98% образцов школьных брюк для мальчиков не имеют соответствия в техрегламенте ЕАЭС. До 67% выборочных закупок данной продукции не отвечает требованиям по качеству подкладок, почти 85% той же продукции на российском потребрынке - это фальсификат».

Елена Саратцева также подтвердила оценки многих других участников форума: до 70% продукции, квалифицируемой как школьная форма не отвечают требованиям техрегламента ЕАЭС. А в этом техрегламенте не прописаны, например, необходимые размеры школьной формы в соответствии с возрастом школьника. Белорусская сторона предлагает ужесточить требования по этому техрегламенту, с его более подробным, «подетальным» описанием.

IMG_0751_1.jpgВиктор Чучаев, руководитель органа по сертификации продукции и услуг Учреждения «Центр СКС» обратил внимание собрашихся на проблемах недоработанной, фрагментарной нормативно-законодательной базы профильных регламентов ЕАЭС. Чучаев отметил, в этой связи: «Школьная форма» не является объектом техрегламента Таможенного союза-ЕАЭС 007/2011 г. А предлагаемая маркировка одежды для детей школьной группы как «Школьная форма» выводит её из-под государственного регулирования». А «подстраивание» данного техрегламента под категорию «школьная форма», по мнению Чучаева, «встретит возражения со стороны других стран ЕАЭС, судя по их позиции по этим вопросам. Поэтому менее «жесткая» категория, то есть «Одежда для школьников» - более приемлема в рамках ЕАЭС».

Что касается «начинки» данной продукции, «содержание полиэфирного волокна в материалах верха и подкладки изделий костюмно-плательного ассортимента должно быть, во-первых, 70% - если в качестве второго компонента используются вискозное волокно или шерсть. И во вторых – 30%, если вторым компонентом является хлопок». При этом «требования к качеству материалов верха и/или подкладки школьной формы по воздухопроницаемости и гигроскопичности должны быть введены на одном уровне».

По мнению эксперта, сырьевой состав школьной формы и приравненной к ней одежды должен быть строго ограниченным и полностью доступным для проверки по качеству и потребительской безопасности». Касательно же стандартизации, она, по мнению Виктора Чучаева, «должна быть обязательной, а держателем соответствующего стандарта мог бы быть и СОЮЗЛЕГПРОМ».

IMG_0784.jpgЕлена Снытникова, зампредседателя комитета СОЮЗЛЕГПРОМа по школьной форме, глава проекта «Наша форма» поддержала оценки других экспертов-участников форума: «В стране отсутствует нормативно-законодательная база для четкой стандартизации школьной формы. А «своему» производителю этой продукции наши потребители меньше доверяют – из-за опасений насчёт качества и потреббезопасности». Да и цена на эти товары нередко выше, чем их качественные параметры и потребительские свойства.

Ситуацию также усложняет «уже отмеченная расплывчатость и профильного техрегламента, и, собственного, того, что подразумевают под школьной формой производители и сами школы. Вероятно, нужен в этой сфере дресс-код». Но в производственных процессах «до сих пор используется устаревшая нормативная база, в т.ч. еще начала 1980-х – например, по пошиву, нитям, швам».

Елена Снытникова отметила также, что «имеется проект выпуска комплекта одежды для учителей, из российских камвольных тканей». В этой связи, напомним, что такого рода комплекты в СССР выпускались до 1961 г. включительно, выпускались они и в Российской Империи…

Словом, взаимосвязанные проблемы в этой подотрасли давно требуют комплексного решения. Что подтвердила столь широкая, неравнодушная дискуссия по обозначенным вопросам.
Основная же тема заседания – состояние и перспективы рынка нетканых материалов в РФ - едва ли уступала количеству выступлений и характеру обсуждения проблем «нетканки».

IMG_0704.jpgПрезидент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин отметил, что, «производство и сбыт этой продукции в стране растут в последние годы, на этом рынке пока нет надлежащей консолидации производителей. Вдобавок, нужно детально исследовать сырьевую составляющую этого производства».

Подробную картину ситуации в этой подотрасли представил Евгений Котов, глава комитета СОЮЗЛЕГПРОМ по производству нетканых материалов и изделий из них, руководитель завода нетканых материалов «Весь мир».

Евгений Котов особо отметил то факт, что «самым стабильно растущим в стране производством, среди выпуска тканей всех видов, является производство нетканых материалов. Выпуск данных полотен с 2007 года по 2015 год увеличился в 10 раз. А доля выпуска нетканых материалов от всего объема выпуска тканей в стране составляет 67,8%».
Благоприятная динамика объемов производства нетканых материалов в последние годы «обусловлена правильно выбранной бизнесом отрасли стратегии развития предприятий - на базе обновления производственных мощностей и внедрения прогрессивных технологий. Это позволяет наращивать выпуск нового конкурентоспособного, как то: фильтровальные, тепло-звуко-изоляционные и базальтовые материалы. А также геотекстиль, материалы потребительского и медицинского назначения».

Небольшое падение в 2014 году объемов производства нетканой продукции, по мнению Евгения Котова, вызвано «началом кризиса; бизнес не успел адаптироваться к более сложным условиям рынка, в том числе и финансового. Но уже в 2015-м бизнес в этой сфере текстильпрома «воспрял» и смог выйти вышел на 3-х миллиардный объем (в тоннах. Прим. Ред.) выпуска продукции. Эта тенденция продолжается в текущем году: за 1-ое полугодие 2016 года выпущено 1 млрд. 862,6 млн. кв. метров, что на 36,5% больше за тот же период 2015 года».

IMG_0749.jpg

Между тем, экспорт из РФ нетканых материалов в 2015 году, как отмечено в выступлении главы профильного комитета СОЮЗЛЕГПРОМа, составил только 43,6 млн. долл. или 21,5% от импорта данного ассортимента в страну. Импорт нетканых материалов (код ТН ВЭД 5603) с 2012 года возрастал и только в 2015 г. он упал до 203 млн. долларов. с объемом 63,5 тыс. тонн. Наибольшего пика импорт данной продукции достиг в 2014 г., составив 85,1 тысяч тонн на сумму 374 млн. долл. - при средней цене за 1 кг 4,4 доллара.

При этом, «ассортимент выпускаемых нетканых материалов в стране очень разнообразен и всё более востребован в промышленности, АПК, медицине, в дорожном строительстве, в ряде других отраслей экономики страны». Тем временем, перед этой отраслью «всё в большей мере актуален вопрос взаимодействия, причем прямого - между производителями нетканых материалов и их потребителями».

В СОЮЗЛЕГПРОМе, как отметил Евгений Котов, «имеется опыт работы с государственными заказчиками, используемых бюджетные средства. По экспертным оценкам Минобороны, других силовых структурных ведомств и СОЮЗЛЕГПРОМа, до 80% вещевого имущества производится из отечественного сырья и выпуска на российских обувных и швейных предприятиях».

А первые шаги к более тесному партнерству сделаны в 2015-м: «это совместное заседание Комитета ТПП РФ и СОЮЗЛЕГПРОМа с «Автодором» и проведение совместной конференции в рамках форума по медицинскому текстилю. Словом, начало положено и нужно продолжать данную работу».

Относительно акцентов в сфере повышения конкурентоспособности этой подотрасли, Евгений Котов выделил следующие: «Расширение готового ассортимента, его качеству, развитие НИОКР в плане поиска новых технологий, структур, сырьевых ресурсов для нетканых материалов с особенными свойствами».

КIMG_0754.jpgроме того, «назрело время разработки нормативно-технической документации по нетканым материалам и изделиям из них. В рамках ЕАЭС имеется технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности», но в нем нет требований к самим материалам, изделиям из них – таким, как товары медицинского направления, технического назначения, - к примеру, геотекстиль». Нужны, по мнению Котова, и стандарты качества нетканых материалов: это вопрос целесообразно обсудить в Мипромторгом РФ.

Евгений Рыжов, замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ, вкратце продолжил тему «нетканки». Отметив, что «для комплексного развития отечественного производства и рынка нетканой продукции, целесообразно планирование на перспективу производства и сбыта отечественных нетканых материалов и продуктов на их основе». Поскольку спрос на эту продукцию растет на внутреннем рынке, да и в плане экспорта такое планирование необходимо.
Что же касается продолжения госсубсидирования по школьной форме, то его на 2017 год пока нет в госбюджете. Этот вопрос, по словам Евгения Рыжова, будет дополнительно рассматриваться.

Татьяна Чибисова, ученый секретарь НИИ нетканых материалов (г. Серпухов), представила основные тренды в общемировом производстве этой продукции.

ОIMG_0729.jpgно в 2012-м составило 7,9 млн.тонн, в 2015 г. – почти 9 млн. тонн. Наиболее высокими темпами развивается эта подотрасль в восточной Азии и ЮВА, причем «КНР вскоре может обеспечить 40-45% общемирового производства нетканой продукции». В то же время, разворачивается активная модернизация производства «нетканки» в США, Японии, регионе ЕС. Ускоряется внедрение новых видов сырья, особенно ненефтегазового; производится и вводится более эффективное оборудование. Всё это связано с быстрым ростом спроса в этих странах на нетканые материалы и продукты на их основе. «Реализация столь крупных и смежных проектов в США, - отмечает Татьяна Чибисова, - может позволить им в 20 раз превзойти изготовление «нетканки» в России. В случае, если не ускорятся развития этой подотрасли в РФ».

Наталия Хованская, управляющая по продажам нетканых материалов ООО «Первая химическая корпорация», констатировала растущую востребованность полипропилена, и не только в РФ, при выпуске «нетканки». Это экологически чистый, антиаллергенный, причем весьма прочный, и в то же время, лёгкий по весу материал. Он устойчив к коррозии, к воздействию внешней среды, выдерживая температуры от -55 до +130 град. С. Плюс к тому, он же поддаётся глубокой переработке для различных целей. Эти факторы, по словам Хованской, позволяют в большем объеме использовать полипропилен для производства «нетканки» и ее производных.

Вместе с тем, «высокая пропускная способность нетканого полипропилена, наряду с упомянутыми его качествами, способствуют его всё более широкому распространению как высокоэффективного фильтрующего материала. В частности, в дренажных системах, при создании искусственных водоёмов, в транспортной и бытовой фильтрации».

IMG_0739.jpgРастет использование нетканых материалов и в различных секторах медицины, что тоже является общемировой тенденцией, как отметил Алексей Бунин, гендиректор ООО «Гекса-нетканые материалы». Эта компания «производит, на основе «нетканки», аксессуары не только традиционного медицинского назначения (например, халаты, разновидности одноразовых масок и одежды). Но и продукцию, используемую в хирургии, послеоперационном и т.п. обслуживании. Что, в свою очередь, способствует импортозамещению такой продукции, до последнего времени преобладавшей, если не доминировавшей в российской медицине».

По словам Алексея Бунина, это предприятие участвует в крупном общероссийском проекте по комплексному импортозамещению различных изделий в хирургической и смежной сферах медицины стоимостью до 700 млн. руб. Проект одобрен Фондом развития промышленности РФ, выделившим на реализацию означенного проекта 300 млн. руб.

Тем временем, сохраняется межведомственная, мягко говоря, несогласованность в вопросах развития легпрома. В весьма жесткой форме об этом заявила на заседании Александра Андрунакиевич, директор Российского союза кожевенников и обувщиков. А именно: «Таможенная служба «переводит» импортируемое кожевенное оборудование, не облагаемое ввозными пошлинами, в товарные категории, облагаемые этими пошлинами. То же делается со многими товарами химпрома, используемыми и в текстильных отраслях».

Скорее всего, это не самодеятельность. А связано с «вышестоящими» заданиями по таможенному пополнению госбюджета…

Кроме того, Андрунакиевич удивлена позицией Минэкономразвития РФ, поддерживаемой ФАС, в вопросе экспорта кожевенного сырья из России, Точнее, «Минэкономразвития и ФАС против продления запрета, введенного в 2014 г., на экспорт из страны кожевенных полуфабрикатов. Как это согласуется с импортозамещением, и причем здесь участие ФАС, – понять невозможно. Видимо, для «подкрепления» позиции Минэконоразвития». Но, вероятно, и здесь, фискальная подплёка?..

В итоговом решении заседания обозначено:


«Отмечается высокая доля импортной продукции нетканых материалов, небольшой экспорт этой продукции. При производстве отдельных видов нетканых материалов используется морально и физически устаревшее оборудование. Отсутствуют единообразные требования к безопасности нетканых материалов и изделий из них.

По результатам заседания участники приняли решение:

1. Просить Министерство промышленности и торговли РФ: а) объявить конкурс на проведение НИОКР по теме: «О внесении изменений в технический регламент «О безопасности продукции текстильной и легкой промышленности», с разработкой раздела «Безопасность нетканых материалов и изделий из них» и утвердить их в установленном порядке в Правительстве РФ и ЕАЭС;

IMG_0731.jpgб) совместно с Комитетом по нетканым материалам СОЮЗЛЕГПРОМа, в рамках «Российской недели текстильной и легкой промышленности» (20-23 февраля 2017г.) провести круглый стол «О замене импортной продукции на отечественные нетканые материалы и изделия из них» с целью ознакомления потребителей с данной продукцией, приобретающих ее за счет средств федерального и регионального бюджетов;

в) совместно с Комитетом по нетканым материалам СОЮЗЛЕГПРОМа обратиться к потребителям («Автодор», Минздрав, Минобороны, МВД, Минпромторг и другим федеральным и региональным органам государственной власти) о представлении ассортимента потребности в нетканых материалах и изделиях из них на 3 года, с разбивкой по годам, начиная с 2017 года».

В связи с тем, что Общественная палата РФ обладает правом законодательной инициативы, Андрей Разбродин предложил подготовить и провести совещание, с выходом на законодательную инициативу, по субсидированию для малоимущих социальных групп приобретения одежды для школьников. С уточнением порядка предоставления таких субсидий. Предложение поддержали участники заседания.

Словом, проблемы в текстильной промышленности взаимосвязаны друг с другом. Как и с государственной, межгосударственной политикой – отраслей и общеэкономической. Это полностью подтвердило состоявшееся заседание.

 

Все материалы >>

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт