МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

 

«ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ»: КУРС НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЛОГИСТИКИ В ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Почему переработка товаров на таможенной территории злободневна в первую очередь для предприятий текстильной и лёгкой промышленности, работающих с ввозимым сырьём? Реалии, подводные камни и перспективы разрешительной таможенной процедуры на примере российских компаний, отшивающих коллекции ready-to-wear для крупных иностранных брендов из импортных тканей и фурнитуры — разбираются эксперты СОЮЗЛЕГПРОМа

 

Людмила ТЕСЁЛКИНА - генеральный директор ООО «Консалтинговое агентство Just Logistics», советник президента Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности СОЮЗЛЕГПРОМ по таможенной политике;

Оксана КУРОЧКИНА - адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Совета ТПП РФ по таможенной политике;
Елена Попова - заместитель руководителя Московского представительства АО «ИнВест Мультимодал», доцент кафедры «Таможенное дело и ВЭД» Московского социально-экономического института.

 

Актуальность для бизнеса

Использование таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» приобретает всё большую актуальность в современных российских экономических условиях, поскольку её применение решает два ключевых вопроса: привлечение инвестиций в перерабатывающие производства и существенное увеличение объёмов экспортируемой продукции (к 2020 году, напомним, он должен составить 250 млрд. рублей).

 

По проведённым Российским союзом предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности СОЮЗЛЕГПРОМ исследованиям: для российских дизайнеров и швейных производств сегодня крайне актуальна возможность получения заказов от мировых ритейлеров на отшив одежды из давальческого сырья. Правильно внедрённая практика «Переработки на таможенной территории» могла бы существенно расширить производственные мощности отечественных предприятий лёгкой промышленности. Возможность принимать заказы от иностранных компаний на производство одежды, обуви и аксессуаров в значительной степени способствовала бы подъёму конкурентоспособности швейной промышленности и модной индустрии в целом при одновременном росте не сырьевого экспорта.

 

За 2017 г. объём экспорта одежды (61 группа ТНВЭД РФ) из Российской Федерации приблизился к 3000 тонн, что в относительном выражении составляет около 2% от общего количества импортируемой одежды, при этом основная доля пришлась на продукцию, изготовленную с использованием импортного сырья и фурнитуры. Кроме того, по оценкам Росстата, около 90% из 300-330 тыс. человек, занятых в лёгкой промышленности, трудятся на малых и средних предприятиях. В первую очередь, это касается швейной и трикотажной под отраслей — предприятия которых в настоящее время работают не с полной загрузкой.

 

Суть процедуры

«Переработка на таможенной территории» — таможенная процедура, специально разработанная для отечественных производственных предприятий, которые выпускают экспортную продукцию с использованием импортного сырья и комплектующих. Суть в следующем: иностранные товары, используемые для производства на российском предприятии, ввозятся на срок переработки без уплаты таможенных пошлин и платежей. Таким образом, если продукция предприятия отправляется на экспорт — возникает существенная экономия. Ключевым моментом является отсутствие экономической нагрузки на предприятие в виде таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Условия помещения товаров под таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС.

 

Текущие проблемы применения процедуры. Пути решения

Сложная система и многоступенчатость таможенного законодательства до сих пор существенно тормозят развитие отечественных процессов управления цепями поставок в нашей стране. По расчётному показателю Logistics Index Performance Россия занимает 99 место в мировом рейтинге эффективности логистики, при этом топовым критерием отбора является именно «Эффективность и скорость работы таможни». Эти данные в свою очередь подтверждаются расчётами Всемирного банка в рейтинге Doing Business 2017 — по показателю «Международная торговля» Россия опустилась с 138 позиции на 140 (показатель основывается на подсчёте времени и денежных средств, которые затрачиваются на прохождение границы, и таможенное оформление при экспорте и импорте).

 

Авторы статьи убеждены: доступность широкому кругу предпринимателей и изменение системы администрирования в части применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могло бы существенно помочь развитию российского производственного сектора в различных отраслях промышленности и логистики. Вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза даёт большие надежды бизнесу на качественное улучшение таможенного администрирования.

 

Однако, современная практика применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» в лёгкой и текстильной промышленности пока не идеальна. Рассмотрим ключевые проблемы.

 

1. Идентификация

Основной проблемой использования таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» является выполнение условия о возможности идентификации таможенными органами ввозимых тканей и фурнитуры в готовой одежде. Существующие методы и формы идентификации ввозимых тканей и фурнитуры в готовых изделиях в целом не могут быть применены к оценке того факта, что именно ввезённая ткань и фурнитура были использованы при производстве данного предмета одежды.

 

Для ускорения процессов принятия решения по идентификации изделий лёгкой промышленности, авторы статьи предложили Федеральной таможенной службе России рассмотреть возможность выдачи Торгово-промышленной палатой совместно с СОЮЗЛЕГПРОМом удостоверений об идентификации на соответствующую продукцию. Согласно проведённым предварительным консультациям с экспертами, существующие на сегодняшний день методы исследований текстильного сырья в готовом продукте обеспечивают их стопроцентную идентификацию. В этой связи в порядке эксперимента мы предложили разработать и начать применять выдаваемые ТПП-удостоверения об идентификации иностранных тканей в готовых изделиях. Для этого мы предложили составить методические рекомендации по используемым методам идентификации (процедура сопоставления предварительно отобранных проб и образцов иностранного сырья давальческого сырья) в продуктах их переработки, а также подробное описание и фотографирование рисунков (принтов) на тканях и т.д..

 

Единые правила идентификации ввозимых для переработки на таможенной территории тканей существенно ускорило бы процесс получения разрешений на применение таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории». Производитель при их наличии смог бы подготовить все необходимые документы и сведения, а таможня могла бы их принять в полном объёме (без предварительного согласования и принятия решения на усмотрение таможенного органа).

 

Однако, на сегодняшний день данные предложения не нашли положительного отклика, так как по мнению специалистов Федеральной таможенной службы России данной проблемы не существует, а предложенное решение только приведет к жалобам со стороны предпринимательского сообщества об удорожании процесса. Получается, что бизнесу дешевле таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» не применять. При этом, Федеральной таможенной службой России предлагается обеспечивать идентификацию путём предварительного отбора проб и образцов ввозимых тканей и фурнитуры для производства одежды в целях их лабораторных исследований для обеспечения идентификации в готовых изделиях. По опыту авторов, в некоторых регионах получение соответствующих заключений от таможенных лабораторий может занимать от 3 до 6 месяцев. Такие сроки не оставляют возможности для применения рассматриваемой таможенной процедуры.

 

2. Срок выдачи разрешения

В настоящее время на рассмотрении Комиссии Евразийского экономического союза находится проект Решения, который предусматривает возможность подачи таможенному органу в качестве заявления для применения таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории» таможенной декларации не только в случае необходимости осуществления работ по ремонту товаров, но и на иные работы по переработке товаров, если их стоимость не превышает 10 000 евро.

 

По мнению авторов, принятие подобного Решения, при одновременном наличии точно и чётко согласованной процедуры идентификации и увеличении суммы таможенной стоимости работ и услуг до 50 000 евро, существенно ускорит и упростит порядок применения таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории».

 

Срок выдачи разрешения на таможенную процедуру «Переработка на таможенной территории» сегодня составляет 15 дней (может быть продлён таможенным органом до 30 дней). Однако на практике в связи с постоянно запрашиваемыми таможенными органами документами, уточняющими заявленные сведения (по большей части именно о способах идентификации тканей и фурнитуры в готовых изделиях лёгкой промышленности), срок принятия решений существенно затягивается. По отдельным обращениям срок рассмотрения возможности применения процедуры затягивался до трёх месяцев. Однако, сумма в 10.000 евро, прописанная в проекте Решения сегодня никак не изменит текущей ситуации.

 

3. Меры нетарифного регулирования

До 1 января 2018 года процедура «Переработки на таможенной территории» не предусматривала применения мер нетарифного регулирования к товарам, ввозимым для переработки. Сегодня это является обязательным, несмотря на то, что ввозимые для переработки ткани и фурнитура сохраняют статус иностранного товара.

 

Необходимость декларировать соответствие ввозимых тканей, фурнитуры и иных комплектующих для производства одежды и других изделий лёгкой промышленности влечёт за собой дополнительные расходы, а также увеличивает срок принятия товаров на переработку минимум на 21 день для исследования проб и образцов при получении протоколов, на основании которых выдаются декларации соответствия на товар.

 

Варианты решения проблемы:

 

1) предоставление предприятием, получающим разрешение на переработку товаров лёгкой и текстильной промышленности, дополнительного обязательства о вывозе полученной готовой одежды в полном объёме;

 

2) ускорение вступления в силу Изменений №1 в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности», в котором предлагается дополнить статью пунктом 4 следующего содержания: «4. В случае, если такая продукция лёгкой промышленности, как материалы текстильные, войлок, фетр и нетканые материалы, меха, кожа и кожа искусственная, производятся или ввозятся изготовителем для целей изготовления готовой продукции лёгкой промышленности и, таким образом, являются сырьём (материалами) для изготовления готовой продукции, обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Технического регламента подлежит готовая продукция лёгкой промышленности. При этом продукция лёгкой промышленности, которая производится или ввозится предприятием для производства готовой продукции, не может выпускаться в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза».

 

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и платежей

Действующим таможенным законодательством предусмотрено, что предприятие лёгкой промышленности при помещении ввозимых тканей и фурнитуры под действие таможенной процедуры «Переработки на таможенной территории» должно предоставить обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей и налогов за исключением тех случаев, когда таможенный орган имеет основания полагать, что условия ввоза тканей для переработки на таможенной территории не будут выполнены (к примеру, готовые изделия одежды будут выпущены для внутреннего потребления).

 

Однако необходимо отметить, что предоставление денежного обеспечения существенно снижает экономический эффект от применения процедуры и сужает возможности её использования широким кругом участников ВЭД. Решением проблемы могло бы стать предоставление возможности подачи предприятием дополнительного гарантийного обязательства о вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Российской Федерации в установленный срок, либо ограничение суммы, не требующей обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей, стоимостью работ и услуг по переработке размером до 50 000 (по аналогии с заявлением процедуры переработки на таможенной территории путём подачи таможенной декларации).

 

5. Устранённый барьер и освобождение от НДС реэкспортируемой после переработки продукции

Стоит отметить, что ранее существовало ещё одно очень важное препятствие в достижении максимального экономического эффекта от применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории», связанное с тем, что вывозимая готовая продукция лёгкой промышленности, полученная в результате переработки, не подлежала налогообложению по ставке 0 % как при чистом экспорте. Однако, по многочисленным просьбам бизнеса, с 1 января 2018 года стали действовать соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

 

Авторы уверены, что предоставление предприятиям лёгкой и текстильной промышленности возможности в полном объёме использовать таможенную процедуру «Переработки на таможенной территории» позволит привлечь новые заказы на производство одежды, увеличить объемы экспортируемой продукции, создать новые высокотехнологичные рабочие места, и, в конечном счёте, приведёт к общему повышению мировой конкурентоспособности отрасли. При этом общее распространение практики применения таможенной процедуры «Переработка на таможенной территории» могло бы существенно повлиять на развитие всех отраслей российской промышленности.

 

 

 

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ: НОВЫЕ НОРМЫ О ГЛАВНОМ

 

Новый Таможенный кодекс, вступивший в силу c января этого года, призван урегулировать таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС. Упростилось ли по факту прохождение таможенного контроля, как теперь рассчитывается и декларируется таможенная стоимость товаров — разбираются эксперты СОЮЗЛЕГПРОМа

 

Людмила ТЕСЁЛКИНА - генеральный директор ООО «Консалтинговое агентство Just Logistics», советник президента Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности СОЮЗЛЕГПРОМ по таможенной политике;

Оксана КУРОЧКИНА - адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Совета ТПП РФ по таможенной политике;

Елена ПОПОВА - заместитель руководителя Московского представительства АО «ИнВест Мультимодал», доцент кафедры «Таможенное дело и ВЭД» Московского социально-экономического института.

 

Определение таможенной стоимости

Таможенная стоимость (ТС) — параметр, который формируется из стоимости (идентичного или однородного) товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД до момента декларирования в Российской Федерации (т.е. расходов на иностранной территории, кроме территории Таможенного союза). Исходя из данной величины высчитываются все необходимые к уплате таможенные пошлины, налоги, акцизы и сборы. Она определяется декларантом, но в то же время контролируется таможенным органом.

 

Правильность определения ТС была и остаётся одним из самых конфликтных вопросов в области таможенного регулирования. Ведь участники ВЭД на период проведения таможенных проверок и в случае оспаривания принятых таможенным органом решений о корректировке ТС на длительное время извлекают из оборота значительные суммы — для внесения денежного залога в обеспечение уплаты таможенных платежей, а количество оспариваемых решений таможенных органов по корректировкам ТС не уменьшается из года в год.

 

Новый подход

Все участники внешнеэкономической деятельности с нетерпением ждали окончательной редакции нового Таможенного кодекса ЕАЭС с 1 января 2018 года, а также решений, разъясняющих новые нормы и порядок их применения. Новый кодекс эволюционировал из старого и, являясь его продолжением, должен стать более гибким и функциональным инструментом таможенного контроля, адаптированным к современным бизнес-реалиям. Пока не все нормы нового ТК ЕАЭС вступили в силу и не до конца разъяснены, импортерам следует с удвоенным вниманием контролировать моменты, связанные с определением и подтверждением заявленной ТС и её структуры. Рассмотрим самые «узкие» моменты.

 

Революционных изменений в области привычных понятий «таможенная стоимость» и «методы определения таможенной стоимости» законодатели не привнесли. Однако теперь данные категории напрямую регулируются нормами международного права — статьёй VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

 

В новейшем таможенном законодательстве отсутствует понятие «декларирования» таможенной стоимости, в основу поставлено понятие «декларирование товара». Законодатель также определил перечень процедур, для которых ТС не определяется, а именно: при таможенном транзите, таможенном складе, уничтожении, отказе в пользу государства, специальной таможенной процедуре.

 

Новым ТК ЕАЭС предусмотрена проверка таможенных, а также иных документов и сведений, начатая до «выпуска» товаров. Ранее, справедливым нареканиям со стороны делового сообщества, занятого внешней торговлей, подвергалась норма о том, что дополнительная проверка ТС может быть проведена только и исключительно в рамках процедуры условного выпуска с обязательным внесением обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей. Неоднократно в практике авторов происходили случаи, когда выпуск с обязательной процедурой условной корректировки ТС происходил даже в тех случаях, когда требовались незначительные уточнения заявленных сведений о ТС и её структуре, а предоставить дополнительные уточняющие документы и сведения в срок проведения проверки таможенной декларации не было возможно на законодательном уровне.

 

Если таможенные органы начнут широко применять процедуру проверки документов и сведений, подтверждающих таможенную стоимость до выпуска товаров и в сроки проверки декларации, количество условно откорректированных товаров существенно снизится.

 

Изменён понятийный аппарат определений в части регулирования ТС — вместо положений о «корректировке таможенной стоимости» в новом ТК ЕАЭС установлен порядок оформления документов по внесению «изменений в таможенную декларацию» в части, касающейся изменения сведений о таможенной стоимости:

 

до выпуска товаров — требования о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию;

после выпуска товаров — решения о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию.

 

Как и прежде вся система таможенного контроля основывается на применении системы управления рисками. Как следует из последнего доклада Президенту уполномоченного по правам предпринимателей, на сегодняшний день существует более 40 тысяч действующих профилей риска, определенных ФТС России. По различным экспертным оценкам 85% из них являются стоимостными, то есть содержат информацию о минимальной допустимой стоимости товара, классифицируемого одним кодом, детализированных по стране отправления. Если автоматизированная система таможенного контроля на этапе проверки декларации не выявила в отношении декларируемого товара действующий профиль риска, то выпуск товара осуществляется автоматически. К сожалению, стоит отметить, что при принятии решений о корректировках ТС зачастую используется ценовая информация об идентичных/однородных товарах, не соответствующая фактически сложившейся на рынке или значительно устаревшая.

 

Уполномоченный по правам предпринимателей Герман Титов для решения данной проблемы предлагает: систематизировать создание новых профилей рисков, унифицированных для всей таможенной территории Российской Федерации; определить случаи раскрытия информации, содержащейся в профилях рисков; обеспечить аудит существующих профилей риска со стороны других государственных органов (Минфин, Счетная палата, аппарат уполномоченного); разработать и внедрить дополнительные критерии эффективности СУР; разработать и утвердить порядок использования таможенными органами ценовой информации, предоставляемой участниками ВЭД; утвердить нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к перечню и оформлению документов, запрашиваемых таможенными органами в рамках дополнительной проверки ТС.

 

Механизмы и риски

При срабатывании системы управления рисками таможенным органом обязательно должна быть проведена дополнительная проверка и анализ документов, подтверждающих заявленную ТС.

 

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ — запрашивается комплект документов, поименованных в таможенной декларации. Срок предоставления таких документов — 4 часа (максимальный — 1 рабочий день). Непредставление данных в установленный срок влечёт за собой отказ в выпуске товара.

 

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ — инспектор анализирует предоставленные на первом этапе документы и, если предоставленный комплект документов достаточен для принятия положительного решения о заявленной таможенной стоимости, товар выпускается. Если же инспектор всё-таки выявил признаки недостоверности в структуре заявленной ТС, либо представленных документов недостаточно для принятия решения — запрашивается комплект дополнительных документов, и выпуск товаров производится под обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов с направлением декларанту расчёта размера обеспечения.

 

Положениями таможенного законодательства определено (и на это нужно обратить особое внимание!), что запрос дополнительных документов и (или) сведений у декларанта должен быть обоснованным и обязан содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, соответствующим образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.

 

Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учётом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

 

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ — запрошенные таможенным органом дополнительные документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки таможенных и иных документов могут быть предъявлены декларантом также после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка полученных документов должна быть завершена таможенным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления. Предусмотрено, что таможенным органом в процессе проведения проверки могут быть запрошены иные уточняющие сведения, тогда срок приостанавливается еще на 10 дней.

 

Основания для корректировки сведений о таможенной стоимости заявленных в таможенной декларации конкретизированы законодателем и их можно условно обозначить как:

представленные участником ВЭД дополнительные документы и сведения не подтверждают соблюдение положений таможенного законодательства, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, в том числе о достоверности и полноте проверяемых сведений, и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении;
участником ВЭД не представлено ни одного дополнительного документа.

На сегодняшний день законодатель во многом идёт на встречу участнику ВЭД. Действующим законодательством предусмотрено, что таможенные органы принимают таможенную декларацию, по которой ранее ввозились идентичные товары в случае, если в их отношении ТС была определена по 1 методу определения ТС (по стоимости сделки с идентичными товарами), а также по результатам контроля подтверждены достоверность и полнота проверяемых сведений. Можем ли мы говорить о том, что оба условия взаимосвязаны, то есть для принятия ТС по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами по структуре и методу, заявленному декларантом, необходимо, чтобы ранее по идентичному товару в рамках одного и тоже контракта при неизменных условиях был проведён контроль ТС с запросом дополнительных документов и решение по ТС было принято после выпуска товаров? Или возможно применение этого условия, если в процессе декларирования и в сроки выпуска товаров таможенным органом было принято решение по структуре и методу определения ТС, заявленной декларантом? Возможность использования ранее принятого решения по ТС в отношении идентичных товаров явилась серьезным шагом навстречу участникам ВЭД, в то же время непонимание условий использования данной возможности зачастую приводят к нивелированию такого упрощения в целом.

 

Новый Таможенный кодекс закрепляет за таможенным органом право при проведении контроля ТС товаров запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

 

Если же документы не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения или таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений таможенного законодательства, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, тогда перечень запрашиваемых документов может включать в себя коммерческие, бухгалтерские документы, сертификаты о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения.

 

На практике таможенными органами в полной мере используется представленный механизм контроля, то есть запрос документов включает в себя все 14 видов (групп) документов. Например, если хотя бы по одному из двадцати задекларированных товаров был выявлен более низкий уровень, чем установленный профилем риска, таможенным органом проводится проверка документом и сведений, то есть запрашивается полный комплект документов, выпуск товаров осуществляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. И здесь одновременно возникают ещё две интересные ситуации.

 

Во-первых, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров, в частности, может быть использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа. Есть чёткое определение: «товары того же класса или вида — товары, которые относятся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, и изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности». Таким образом, при определении размера обеспечения таможенным органом может быть использована информация о стоимости товаров, относящихся к одной группе или ряду товаров, например, классифицируемых одним кодом ТН ВЭД, и в основе расчёта могут быть использованы стоимостные характеристики товаров, сформированные, например, без учета репутационных характеристик.

 

Во-вторых, предлагаемый размер обеспечения, порой даже не соизмерим с теми трудозатратами, который несёт участник ВЭД, обеспечивая сбор всех запрошенных документов. Более того, накладывая на декларанта обязанность по предоставлению документов, законодательством предусматривается также дача объяснений, по которым запрошенные документы не могут быть представлены.

 

Резюме: для подтверждения ТС товара участник ВЭД должен объяснить таможенному органу весь механизм организации и исполнения внешнеэкономической сделки, предоставить информацию о реализации товара на внутреннем рынке, исследовать механизм ценообразования, в том числе, цены на внутреннем рынке, провести работу с иностранным контрагентом по предоставлению им информации о товаре — то есть, фактически создаётся ситуация, при которой зачастую легче уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи, чем задействовать целый круг лиц, которые могли бы подготовить, собрать, проанализировать запрошенную информацию, а также проконтролировать порядок и сроки её предоставления в таможенные органы.

 

При этом стоит отметить, что отрицательная для участников ВЭД судебная практика по делам о корректировке ТС немногочисленна и связана в основном с наличием неустранимых противоречий в представленных декларантами документах в подтверждение заявленной ТС. Результаты рассмотрения подобных споров зависят от наличия у таможенного органа необходимой информации, полноты представленного основного и дополнительного комплектов документов и сведений, а также наличия либо отсутствия противоречий и неточностей (технических недостатков) в них, конкретных оснований для возникновения сомнений в правильности заявленной ТС и разницы в отклонении от цен на однородные/идентичные товары.

 

Принятие предварительных решений

Отдельно остановимся на таком не новом, но вновь возрожденном понятии — «принятие предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости» ввозимых товаров. Ранее таможенным органам было запрещено принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 311-ФЗ). Согласно ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено национальным законодательством стран-участниц Союза. Согласно проекту нового федерального закона о таможенном регулировании порядок принятия и выдачи предварительных решений должен быть разработан ФТС России.

 

 

Примерный перечень действующих основных правовых актов по вопросам регулирования различных аспектов категории «таможенная стоимость»

Таможенный Кодекс ЕАЭС (глава 5, ст. 313, 324, 325, 326, ст. 112, 113, 121, 125)

Вступил в силу с 1 января 2018 года

Новая редакция ФЗ «О таможенном регулировании»

Не принята

Федеральный закон «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ от 27.11.2010

Применяется в части, не противоречащей Таможенному Кодексу ЕАЭС (письмо Минфина от 28.12.2017 № 03-09-20/88036)

Соглашение ТС

 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС» от 25.01.2008

Утратило силу с 1 января 2018 года

Решение Комиссии Таможенного союза

от 20.09. 2010 г. N 376

«О порядках декларирования, контроля и корректировки

таможенной стоимости товаров»

Действует в части не противоречащей Таможенному Кодексу ЕАЭС, а именно порядок декларирования ТС и документы для декларирования ТС

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 27.03. 2018 г. N 42

«Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной

стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию

Евразийского экономического союза»

Вступил в силу 2 мая 2018 года,

определяет перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом для подтверждения таможенной стоимости

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 22 мая 2018 г. N 82

«Об утверждении Положения об особенностях определения

таможенной стоимости отходов»

Вступил в силу 26 июня 2018 года

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 22 мая 2018 г. N 83

«О расчете дополнительных начислений при определении

таможенной стоимости товаров»

Вступил в силу 26 июня 2018 года

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 19 июня 2018 г. N 103

«Об утверждении Порядка отложенного определения

таможенной стоимости товаров»

Вступает в силу 21 июля 2018 года

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 15 ноября 2016 г. N 20

«О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей

за использование объектов интеллектуальной собственности к цене,

фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары»

Действует в части непротиворечащей Таможенному Кодексу ЕАЭС

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»

Письмо ФТС России от 7 октября 2016 г. N 01-11/50874 «О применении пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18»

Действует в части непротиворечащей Таможенному Кодексу ЕАЭС

 

 

 

 

 

АВТОМАТ РЕШАЕТ: КАК ФТС ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ РИСКА УЧАСТНИКА ВЭД?

 

Эксперт – Оксана Курочкина, адвокат, руководитель АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Совета ТПП России по таможенной политике

 

Коротко о методе оценки риска участников ВЭД и причинах попадания в «зону высокого риска» по мнению ФТС.

Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, организация попадает в одну из категорий риска по системе управления рисками Федеральной таможенной службы России. Присвоение категории риска – вопрос, вызывающий интерес, не без доли трепета. Ведь от того, в какую категорию попадёт компания, зависит скорость проверки грузов на таможне и вероятность дополнительных затрат.

В основу управления рисками в Федеральной таможенной службе России заложена субъектно-ориентированная модель. Участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) распределяют по трём категориям уровня риска: низкий, средний и высокий. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем примеряет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

По состоянию на октябрь 2018 года (по данным ФТС России) количество участников ВЭД с низким уровнем риска составило около 8 000 организаций, к категории среднего уровня риска отнесено порядка 90 тысяч участников ВЭД, к категории высокого уровня риска – 12 тысяч.

Преимущества зелёного света

Три категории риска, словно таможенный светофор, регулируют скорость оформления груза. Если компании присвоен низкий уровень риска – то это зелёный свет. Товары, как правило, оформляются в автоматическом режиме без досмотров, экспертиз и проверки таможенной стоимости.

Желтый и красный свет включается для компаний со средним и высоким уровнем риска. Поскольку категории риска присваиваются автоматически, таможенные органы сразу же принимают решение о досмотре, отборе проб и образцов, назначают экспертизу. Временных и денежных затрат стоит ожидать от дополнительной проверки таможенной стоимости товара с требованием о внесении значительного денежного депозита на период проверки.

 

Как мыслит автомат

Абсолютно все участники ВЭД проходят процедуру категорирования, в ходе которой система автоматически распределяет организации по уровням риска нарушения таможенного законодательства. Уровень риска присваивается по результатам проверки нескольких десятков критериев. Система как бы сортирует компании на основании того, насколько вероятно, что компания может нарушить таможенное законодательство, исходя из её истории операций.

Автоматизированное категорирование не привязано к отрасли, применяется для всех участников ВЭД, независимо от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения (экспорт/импорт).

Автоматизированное категорирование проводится ежеквартально до 25-го числа последнего месяца квартала. По результатам этой процедуры формируются перечни участников ВЭД низкого, среднего и высокого уровня риска, которые используются в последующем квартале. При этом для компаний, отнесенных к категории низкого уровня риска, категорирование проводится ежемесячно до 25-го числа каждого месяца.

За что включают красный свет?

 

Нам часто задают вопрос: каковы причины попадания компании в ряды обладателей среднего и высокого уровня риска?

 

Как показывает практика, наиболее частой причиной попадания добросовестного участника ВЭД в категории среднего и высокого уровня риска оказывается наличие небольшим сумм задолженности перед таможенными органами. Бывает, что речь идёт о нескольких рублях. Ведь система отнесения участников ВЭД к той или иной группе риска работает автоматически, собирая и анализируя факты, независимо от деталей и нюансов.

Блокирующие критерии

Среди критериев, характеризующих организации по системе управления рисками ФТС, есть блокирующие критерии. При выявлении хотя бы одного из блокирующих критериев, участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого риска, вне зависимости от результатов расчета показателей по иным критериям.

Среди блокирующих критериев:

Нахождение в перечне лиц, в отношении которых таможенная проверка невозможна. Это значит, что лица без объяснения причин уклоняются от предоставления таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки.

Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации, либо прекращении деятельности.

Неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов. Наличие задолженности по уплате таможенных платежей учитывается как блокирующий критерий на десятый день после истечения срока добровольной их уплаты. Такой срок устанавливается в уведомлении об уплате таможенных платежей и составляет 20 дней со дня его получения. Тем самым лицу предоставляются дополнительные 10 дней на урегулирование возможных объективных факторов неуплаты долга в установленный срок.

Наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа. Блокирующий критерий в связи с неуплатой административного штрафа срабатывает по истечении 70 дней с даты вступления в силу постановления таможенного органа.

Наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица)

Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы Росси и др.

С полным перечнем блокирующих критериев можно ознакомиться здесь http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208804/f90b85f50683c1aef089325b71ca1af47ec1f45d/

 

Есть ли что-то помимо блокирующих критериев?

 

Если в деятельности организации отсутствуют признаки, указывающие на блокирующие критерии, то категория риска такой организации будет определена по результатам анализа по остальным 29, так называемым аналитическим, критериям.

Такие критерии делятся на две группы – положительные и отрицательные.

Положительные критерии оценивают позитивные аспекты деятельности участника ВЭД. К ним относятся:

1. Размер уставного капитала (учитывается, но величина точно не определена в документации)

2. Период ведения внешнеэкономической деятельности (с момента подачи первой декларации)

3. Размер уплачиваемых таможенных платежей

4. Пользование сервисами Личного кабинета на сайте ФТС России

5. Отнесение организации налоговой службой к категории низкого уровня налогового риска (по результатам категорирования ФНС России)

6. Экспортная ориентированность

 

Отрицательные критерии оценивают наличие негативных аспектов в деятельности участника ВЭД, как:

1. Доля товарооборота с офшорными зонами (оценивается доля товаров, перемещаемых в рамках торговых отношений с компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах).

2. Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам.

3. Объемы поставок товаров из страны, не являющейся страной их происхождения.

4. Нарушения, выявленные по результатам таможенного контроля до и после выпуска (оценивается доля товаров, в отношении которых при проведении таможенного контроля выявлены нарушения обязательных требований).

5. Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел (оценивается количество и тяжесть административных правонарушений, учитывается наличие фактов возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с перемещением товаров).

Положительные и отрицательные критерии оцениваются исключительно в комплексе, то есть ни один из этих критериев не является основанием для отнесения участника ВЭД к определенной категории риска.

 

И в заключение

Кроме итогов анализа деятельности организации по вышеуказанным критериям, имеются еще два ключевых условия попадания компании в категорию низкого уровня риска.

1. Количество выпущенных деклараций на товары составило не менее 100 штук за два года

2. С даты регистрации первой декларации на товары прошло более двух лет, либо шесть месяцев - для организаций с низким уровнем налогового риска.

Если ваша компания – участник ВЭД более двух лет и выпустила за это время не менее 150 деклараций, не привлекалась к административной и уголовной ответственности, не имеет задолженности перед таможенными и налоговыми органами, но до сих пор не признана компанией с низким уровнем риска, не стоит отчаиваться. Стоит провести анализ ситуации, исправить выявленные недостатки и в следующем квартале постараться войти в «зелёный коридор».

Как мы видим, алгоритм присвоения уровня риска пусть и прозрачен, но содержит некоторые механизмы оценки, доступные только разработчикам. Например, размер уставного капитала не определён, хотя влияет на присвоение уровня риска. Тем не менее, как показывает практика, знание опубликованных критериев категорирования повышает шансы компании попасть на «зелёный свет» движения товаров через границу.

Для полного понимания процедуры категорирования рекомендуем ознакомиться с документом:
Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержден приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 31 июля 2017 г. № 1247) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208804/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/

 

Задать вопрос автору по теме статьи:

Оксана Курочкина, адвокат, руководитель АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Совета ТПП России по таможенной политике - Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Оксана Курочкина почетный адвокат Московской области, управляющий партнёр АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, Советник Комитета по таможенной политике СОЮЗЛЕГПРОМ.

 

Планирование и совершение экспортных операций, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности или результаты интеллектуальной деятельности, вызывают серьезные затруднения у российских компаний, стремящихся выйти на международный рынок. Одним из таких сложных вопросов, безусловно, является налогообложение подобных операций, и прежде всего – проблема НДС.

Сначала давайте определимся с основными понятиями, необходимыми для понимания данной темы.

В статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) дан перечень видов охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К таковым законодатель, в числе прочих, относит программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

Налоговое законодательство в пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признает нематериальными активами приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н утверждено Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов (ПБУ 14/2007), где указаны следующие признаки нематериальных активов (РИД):

1) у объекта нет материально-вещественной формы (структуры);

2) объект можно отделить от других активов (или идентифицировать);

3) объект способен приносить экономическую выгоду, если компания имеет официальное право получать доход, а также контролировать возможность других лиц получать этот доход;

4) актив должен быть предназначен для использования в производственных или управленческих целях;

5) актив планируется использовать в течение более чем 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он больше 12 месяцев);

6) объекты можно перепродавать, но при условии, что реализация запланирована не раньше, чем через год (либо не раньше, чем через один операционный цикл, если он больше года).

Сложные объекты, включающие несколько результатов интеллектуальной деятельности, на которые у компании есть как исключительные, так и неисключительные права, также можно учитывать в составе нематериальных активов. Статья 1240 ГК РФ определяет, что сложные объекты интеллектуальной собственности могут представлять собой сочетание исключительных и неисключительных прав), например кинофильмы, мультимедийные продукты, единые технологии.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров, работ и услуг.

Налогоплательщиками этого налога являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (статья 143 НК РФ).

Порядок обложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения операций НДС установлен статьей 148 НК РФ.

Если обозначить основные критерии, определенные законодателем, то согласно положениям указанной нормы место реализации работ (услуг) в зависимости от их вида может определяться:

- по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает);

- по месту нахождения имущества, в отношении которого работы (услуги) выполняются (оказываются);

- по месту выполнения (оказания) работ (услуг);

- по месту нахождения покупателя этих работ (услуг);

- по месту нахождения пункта отправления (назначения).

В соответствии с пунктом 4 статьи 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: 1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Поскольку, как указывалось выше, положения пункта 4 статьи 148 НК РФ в качестве документа, подтверждающего место выполнения работ (оказания услуг), определяют контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), то прежде всего необходимо исследовать положения договора, в соответствии с которым услуги оказывались, и установить волю сторон, а также существо возникших правоотношений.

На территории Российской Федерации, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, к операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся в том числе:

- передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном ГК РФ, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии;

- передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных (сублицензионных) договоров независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы.

Указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных. Поэтому если при передаче указанных прав предоставляются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также документация, технические средства защиты и другие принадлежности в упаковочной таре, необходимые для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, передача таких материальных носителей и принадлежностей освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что их стоимость учтена в стоимости прав, передаваемых по лицензионным (сублицензионным) договорам. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками, в том числе материальных носителей, документации, технических средств защиты и других принадлежностей, использованных при осуществлении операций по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих налогообложению, согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов производится налогообложение товаров при реализации их в таможенном режиме экспорта.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 38 НК РФ, товаром для целей налогообложения признается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество, т.е. такие объекты гражданских прав (за исключением имущественных прав), которые отнесены к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество, включая имущественные права, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), и нематериальные блага.

При этом важно отметить, что при передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по договорам купли-продажи освобождение от налогообложения не применяется.

Кроме того, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость работы по созданию результатов интеллектуальной деятельности, выполняемых по договорам подряда, которые не сопровождаются передачей прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ вышеуказанных норм показывает, что в НК РФ существует достаточно противоречивая трактовка передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности как объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Это связано с тем, что в гл. 21 НК РФ оборот имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности с точки зрения налогообложения приравнивается к реализации услуг.

Несмотря на то, что реализация (передача) имущественных прав (в том числе и на объекты интеллектуальной собственности) прямо указана в ст. 146 НК РФ в качестве самостоятельного объекта налогообложения, ст. 148 НК РФ, устанавливающая критерии определения места реализации работ (услуг), приравнивает оборот указанных прав к реализации услуг.

В Письме Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-15/44 <5> со ссылкой на ст. 148 НК РФ также прямо указывается, что в целях применения налога на добавленную стоимость передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.

П. 1 ст. 39 НК РФ определяет реализацию услуг как оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной либо безвозмездной основе. При этом в соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

При этом, в ходе передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, какой-либо созидательной деятельности сторонами не производится и никакого потребления материальных благ также не происходит. Фактическим результатом сделки является передача на возмездной основе имущественного права на использование объекта интеллектуальной собственности от одного владельца к другому.

Кроме того, специфическим свойством услуги является отсутствие возможности ее возврата. Однако в сделках по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, когда, к примеру, по лицензионному договору о передаче неисключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности происходит передача этих прав иному правообладателю, реституция вполне допустима.

Практика показывает, что в зависимости разнообразных условий договоров, из содержания которых достаточно сложно определить, что именно продается - "экземпляр программы" (товар, диск) либо "одна единица комплексных имущественных прав на программный продукт", а также определения какие именно услуги были оказаны, суды по-разному оценивают ситуацию с НДС в спорах налоговых органов и налогоплательщиков. Кратко рассмотрим некоторые дела и попробуем ответить на несколько наиболее часто возникающих вопросов.

Должна ли применяться ставка НДС 0%, если при реализации российской компанией нерезиденту на экспорт товара, его составной частью является техническая (проектная) документация?

Для ответа на данный вопрос важно определить каким образом стороны будут квалифицировать передачу технической документации - как передачу результатов интеллектуальной собственности или как составную часть товара.

Так, если из условий контрактов следует, что поставляется именно результат интеллектуальной собственности (например, разработанная поставщиком проектная документация), а не бумажный (электронный) носитель, содержащий данную информацию, то суды, исходя из положений п. п. 2, 3 ст. 38 НК РФ и ст. 128 Гражданского кодекса РФ, могут прийти к выводу, что результаты интеллектуальной деятельности товаром не признаются, следовательно, к их реализации на экспорт положения п. 1 ст. 164 НК РФ не применяются (Постановления ФАС Московского округа от 12.08.2009 N КА-А40/4071-09, ФАС Уральского округа от 09.02.2006, 08.02.2006 N Ф09-189/06-С2).

Однако имеется и другая судебная практика, когда суды принимали во внимание, что документация как результат интеллектуальной деятельности не разрабатывалась и не принималась на учет в качестве нематериального актива; приобреталась российским продавцом у третьих лиц; в договорах отсутствовали условия о передаче прав на результаты интеллектуальной собственности. В таких случаях суды признавали применение налоговой ставки в размере 0 процентов по НДС обоснованным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 по делу N А56-22914/2008, Постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 28.01.2004 N Ф04/409-1695/А03-2003, Постановление ФАС Московского округа от 12.12.2008 N КА-А40/11449-08).

Подлежит ли обложению НДС в общеустановленном порядке по налоговой ставке 18% реализация инжиниринговых услуг, оказанных иностранным заказчикам?

Для ответа на данный вопрос суды оценивают правовую природу оказанных услуг, определяя какую конкретно деятельность осуществлял налогоплательщик, исполняя договор с иностранным контрагентом (Постановление ФАС СЗО от 12.10.2010 по делу N А56-92435/2009 , Постановления ФАС Поволжского округа от 12.10.2011 по делу N А65-26719/2010 и от 26.05.2011 по делу N А65-22208/2010). При этом, в случаях оказания инжиниринговых услуг иностранной компании, не осуществляющей деятельности и не находящейся на территории Российской Федерации, объекта налогообложения по НДС при реализации названных услуг не возникает.

Приведенные выше примеры показывают неоднозначность имеющейся судебной практики по данному вопросу, что свидетельствует о важности для компаний, планирующих сделки по реализации результатов интеллектуальной деятельности с иностранными контрагентами, предварительного анализа условий контракта и сопроводительной документации для целей правильного определения объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

 

 

КАК КОМПАНИИ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?

 

Оксана Курочкина, почетный адвокат Московской области, управляющий партнёр АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, Советник Комитета по таможенной политике СОЮЗЛЕГПРОМ.

 

«Худой мир лучше доброй ссоры», но что делать, если ваша компания не согласна с принятыми по итогам проверки, проведенной Роспотребнадзором, решениями? Если вы считаете, что проверка была проведена с нарушениями, ваши права нарушены, а наложенные санкции незаконны?

Действующим законодательством предусмотрен судебный (обращение с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд) и административный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц Роспотребнадзора, то есть обращение с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или к вышестоящему должностному лицу.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» компании и ИП, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом заявитель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность своих возражений, либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Такая жалоба подлежит рассмотрению в срок не более 30 календарных дней со дня ее регистрации. В случае направления запроса документов и материалов, составленных в ходе проверки и необходимых для рассмотрения жалобы, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, вправе продлить срок ее рассмотрения, но не более чем на 30 дней, уведомив при этом заявителя о продлении срока рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает мотивированное решение:

— о признании действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора незаконными, если такие действия (бездействие) повлекли за собой нарушение прав заявителя при проведении проверки, с указанием способов устранения таких нарушений;

— об отмене результатов проверки, если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, установленными частью 2 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований законодательства Российской Федерации в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом Роспотребнадзора своих служебных обязанностей.

В случае вынесения Роспотребнадзором постановления о привлечении к административной ответственности такое решение может быть также обжаловано в административном порядке. Для обжалования установлен десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП). Обратите внимание, что речь в КоАП идёт не о рабочих, а о календарных днях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана и непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

— об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы было установлено, что постановление было вынесено неправомочными органом, должностным лицом.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом Роспотребнадзора может быть подана в суд как непосредственно, так и через должностное лицо, вынесшее постановление, которое обязано в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (далее – АПК).

 

АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении также должна быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Обратите внимание, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Неправомочное предписание или требование Роспотребнадзора обжалуется по Кодексу административного судопроизводства (далее — КАС), также в арбитражном суде. Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие Роспотребнадзора, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в контролирующий орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления. Жалоба на бездействие контролирующего органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

В заключении хотелось бы отметить, что компании вправе по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи заявления аналогичного содержания в арбитражный суд.

 

 

О КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ


Читаева Ольга Викторовна, и.о. заместителя начальника управления – начальника службы федеральных таможенных доходов ДВТУ


Доклад на Консультативном совете ДВТУ, 07.11.2018.

После вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 289-ФЗ достаточно большой круг вопросов остается все ещё не урегулированным подзаконными актами (соответствующими решениями Евразийской экономической Комиссии, правовыми актам ФТС России).

Сегодня я остановлюсь на отдельных вопросах, касающихся классификации товаров и порядка уплаты таможенных платежей.

На таможенной территории Союза применяется Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), т.е. единая система описания и кодирования товаров, используемая для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка и ведения таможенной статистики.

В целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров как на основании предложений таможенных органов, так и при выявлении Комиссией различной классификации товаров в принятых таможенными органами государств-членов предварительных решениях или разъяснениях.

Также решения о классификации могут приниматься таможенными органами по заявлению лиц. Статьей 21 ТК ЕАЭС установлено, что по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров (такие решения принимаются должностными лицами Отдела товарной номенклатуры Региональных таможенных управлений) и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (эти решения принимаются Управлением товарной номенклатуры ФТС России).

Остановлюсь на втором виде решений – решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями.

Виды таможенных процедур, под которые могут помещаться товары, в отношении которых приняты решений о Классификации приведены на слайде (помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенную процедуру экспорта, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенную процедуру свободного склада, таможенную процедуру реэкспорта и таможенную процедуру реимпорта (п. 2 ст. 117 ТК ЕАЭС).

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, осуществляется с особенностями, установленными статьей 117 ТК ЕАЭС. Особенности таможенного декларирования товаров, установленные статьей 117 ТК ЕАЭС, применяются при одновременном соблюдении следующих условий:

в отношении товаров выдано решение о классификации товаров;
декларантом компонентов товара является лицо, которому выдано решение о классификации товаров;
таможенное декларирование всех компонентов товара осуществляется одному таможенному органу;
компоненты товара ввозятся на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
Причем, решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного Перечня товаров (п. 3 ст. 21 ТК ЕАЭС). Как раз в развитие п. 3 ст. 21 ТК ЕАЭС Решением Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 03.04.2018 №45 утверждён такой Перечень. Перечень включает товарные позиции из девяти групп, они приведены на слайде (гр. 73, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 94 ТН ВЭД).

Статьей 16 Федерального закона «О таможенном регулировании…» определен порядок получения таких решений о классификации и относительно существовавшего ранее он практически не изменился. Срок принятия такого решения ФТС России составляет 90 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии решения о классификации товара. Если необходима дополнительная информация, указанный срок приостанавливается.

Согласно п. 2 ст. 103 Федерального закона №289-ФЗ до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование товара, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом (в уведомлении указываются следующие сведения:

информация о декларанте;
номер решения о классификации и дата его выдачи;
планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
место нахождения товара на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого товара).
Каждая отдельная партия товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, подлежит предъявлению таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование. Причем, если ранее нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, была установлена обязанность подачи заявлений на условный выпуск компонентов, а обязанность по уплате платежей только обеспечивалась вплоть до подачи итоговой декларации, то сейчас статьей 117 ТК ЕАЭС определено, что товар, перемещаемый в виде отдельных компонентов декларируется путем подачи нескольких деклараций на товары в отношении компонентов такого товара с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующего коду товара в комплектном или завершенном виде.

Причем, при таможенном декларировании компонентов товара применяются меры таможенно-тарифного регулирования (то есть уплачиваются ввозные пошлины), применяются ставки налогов, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или завершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара.

При декларировании товаров сохраняется порядок заполнения Декларации на товары, указания кода особенности перемещения товара.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 в графе 7 «Справочный номер» ДТ указывается код особенности декларирования товаров в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров. Приложение № 6 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 – КЛАССИФИКАТОР ОСОБЕННОСТЕЙ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ.
ОКТ– Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (декларация на товары в отношении компонента) (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 5)
ЗПК – Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (декларация на товары в отношении последнего компонента) (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 5).

Согласно статьи 111 Федерального закона № 289-ФЗ Компоненты товара, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске последнего компонента товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Компоненты товара запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, за исключением их передачи для целей сборки, монтажа или хранения. Декларация на товары в отношении последнего компонента товара должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара. Статьей 103 Закона «О таможенном регулировании» определена возможность продления Срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара - на один год по письменному мотивированному обращению декларанта. При необходимости последующего продления срок продлевается ежегодно по письменному мотивированному обращению декларанта. Предельный срок подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара в комплектном или завершенном виде не может превышать шесть лет с даты регистрации декларации в отношении первого компонента такого товара.

Порядок продления срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара должен быть установлен ФТС России (п. 11 ст. 103 289-ФЗ). Пока его нет. Равно как и не определены пока особенности проведения таможенного контроля в отношении указанных товаров.

В случае отказа от дальнейших поставок компонентов товара, а также при необходимости внесения изменений в классификационные решения, соответствующие заявления о внесении изменений в решение о классификации товара должно быть представлено декларантом в ФТС России до истечения общего срока подачи итоговой декларации на товар (6 лет с даты регистрации декларации в отношении первого компонента такого товара).

Отмечу, что если ввоз компонентов и декларирование в форме подачи заявлений на условный выпуск были начаты до 01.01.2018, то до завершения ввоза действует порядок, предусмотренный ТК ТС.

Здесь уместно привести вопрос, поступивший при подготовке к проведению Консультативного совета, от компании ООО «ДВ ПЛАСТ ГРУПП»: «При ввозе на территорию РФ оборудования предназначенного для нужд собственного производства, на усмотрение сотрудника таможни возможно разделение технологической линии на составляющие. Речь идет о товаре классифицируемом кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8477 10 000 0, 8477 10 000 9, 8477 10 000 1. Данные коды относятся к термоплатавтоматам и пресс-формам к ним. Без пресс-формы ТПА теряет своё назначение. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2018 г. № 455, товары, классифицирующиеся ТН ВЭД ЕАЭС 8477 10 000 0, 8477 10 000 9, 8477 10 000 1 входят в состав перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Правомерно ли начисление НДС на Пресс-форму, входящую в состав технологического оборудования по ТН ВЭД ЕАЭС 8477 10 000 0, 8477 10 000 9, 8477 10 000 1?»

Ответ: Начисление НДС на пресс-форму правомерно. Так, согласно Примечаний и Пояснений к группе, в товарную позицию 8477 входит оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное. В данную товарную позицию включаются: (1) Машины для формования шин или других изделий из резины или пластмасс, исключая пресс-формы как таковые (товарные позиции 6815, 6903 и 8480, в частности). Таким образом, пресс-форма классифицируется в иных товарных позициях (в зависимости от материала), т.е. имеет иной классификационный код, не поименованный в Постановлении Правительства № 372 от 30.04.2009, поскольку не является оборудованием.

Теперь – к новеллам в части уплаты платежей.

В настоящее время происходит централизация функций таможенных органов, связанных с контролем начисления, уплаты и учета движения денежных средств. Происходит формирование электронных таможен и центров электронного декларирования.

Так вот, для обеспечения использования при таможенном декларировании товаров денежных средств вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары ФТС России введен Временный порядок работы с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России (приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС»).

Полномочиями по администрированию лицевых счетов плательщиков в ресурсе ЕЛС наделены должностные лица региональных таможенных управлений. Положения приказа ФТС России № 1329 предоставляют возможность осуществлять уплату таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по кодам бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.

Данная возможность позволяет участникам ВЭД наиболее эффективно распоряжаться остатками денежных средств и минимизирует случаи совершения ошибок при заполнении графы «В» декларации на товары, которые могут привести к отказу в выпуске товаров в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для уплаты таможенных и иных платежей, на конкретном платежном документе.

Указанные на слайде таможенные органы в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в указанные таможенные органы, а также предоставляют отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов. Главой 11 Закона №289-ФЗ (статья 67 Закона), регулирующей порядок возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств определено, что документом, фиксирующим обнаружение факта излишней уплаты, является зарегистрированная таможенным органом корректировка декларации на товары либо корректировка таможенного приходного ордера.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможнями в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Теперь при осуществлении возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также денежного залога в форме их зачета в счет авансовых платежей представлять плательщику никакие заявления не нужно.

В заключение отмечу новеллы, касающиеся взыскания таможенных и иных платежей.

Согласно ст. 73 Закона № 289-ФЗ Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах не уплаченных в срок платежей. Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе. В случае направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. Ранее срок получения исчислялся также в календарных днях (на шестой календарный день) (ст. 73 Закона «О таможенном регулировании в РФ»).

А в случае направления уведомления в виде электронного документа (через АПС «Задолженность»), что является новеллой Закона №289-ФЗ, днем его получения считается день, следующий за днем его направления (ст. 73) (эта норма начнет действовать с 1 января 2019 года).

Срок исполнения уведомления об уплате таможенных платежей в настоящее время исчисляется в рабочих днях, а не в календарных как это было ранее и составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком.

Значимые изменения коснулись размера ставки пени. Если раньше ставка была равна 1/300 от ключевой ставки Центробанка независимо от периода начисления пени, то теперь при выставлении уведомления, то есть для добровольной уплаты - ставка пени снижена и равна 1/360 ключевой ставки, а при принудительном взыскании - ставка увеличена до 1/100 ключевой ставки (ст. 72 Закона о таможенном регулировании). Размер пеней не может превышать размер неуплаченных таможенных платежей и кроме того, Пени не подлежат начислению, если обязанность по уплате таможенных платежей обеспечена денежным залогом в случае выпуска товаров до завершения проверки документов и сведений.

Источник: "Альта-Софт"

 

 

ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

 

Теселкина Людмила, член Комитета по таможенной политике СОЮЗЛЕГПРОМа

 


Поговорим о бенефитах процедуры по переработке продукции на таможенной территории, грамотное применение которой расширяет горизонты для развития бизнеса – особенно в текстильной и легкой промышленности.

Часто за повседневной рутиной мы не успеваем изучить, проанализировать наше таможенное право и понять, как его грамотно применить. Почему это происходит? Многие считают, что оно устанавливает только наши таможенные обязанности. А ведь современные методы администрирования предоставляют возможности для модернизации производства, экономии денежных средств, привлечения инвестиций и другие бонусы. Мы страшимся нового, зависим от мнения менеджмента, не желающего ничего менять в устоявшихся бизнес-процессах, и плывем по течению. Однако без инициативы руководителя, управленческой воли, пытливого ума и пассионарности невозможно развить компанию и вывести ее в настоящие лидеры рынка.

Разберем в подробностях процедуру переработки на таможенной территории, которая специально разработана для отечественных производителей, выпускающих экспортную продукцию с использованием импортного сырья и комплектующих.

Суть процесса в следующем: иностранные товары, предназначенные для производства на российском предприятии, ввозятся на срок переработки без уплаты таможенных пошлин и платежей. Таким образом, если готовая продукция отправляется на экспорт, возникает существенная экономия.

Ключевой момент – отсутствие экономической нагрузки на производителя в виде таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Условия помещения товаров под процедуру переработки на таможенной территории регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС, а также новым Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Новое таможенное и налоговое законодательство значительно расширило применение льгот: отменена необходимость по уплате таможенных пошлин и платежей (бывшая ранее обязательной), при ввозе тканей и фурнитуры для собственного производства не требуется предоставление деклараций соответствия, при реэкспорте готовой продукции предоставляется ставка НДС в размере 0%.

Есть, безусловно, и существенный нюанс – предоставление таможенным органам информации об идентификации текстильного сырья в готовом продукте. Понятная и прозрачная практика в этом вопросе пока отсутствует, но наработать ее без заинтересованности и инициативы невозможно.

Предоставление предприятиям легкой и текстильной промышленности возможности в полном объеме использовать процедуру переработки на таможенной территории позволит привлечь новые заказы на производство одежды, увеличить объемы экспортируемой продукции, создать новые высокотехнологичные рабочие места и в конечном итоге приведет к общему повышению мировой конкурентоспособности отрасли. Интересуйтесь позитивными изменениями в законодательстве и занимайте активную бизнес-позицию. Сегодня не время бросаться лозунгами. Будущее за правильно выстроенными бизнес-процессами!

"Модный магазин"

 

 

 

 

Адрес: г.Москва, ул.Малая Семеновская, д.3 
Схема проезда
Тел: +7 495 280 1548, Факс: +7 495 280 1085
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Портал о текстильной и легкой промышленности России
2024 © СОЮЗЛЕГПРОМ.  При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Создание сайта - АйТи-Стандарт