В «Экспоцентре» открылась неделя легкой промышленности
Специальный репортаж. "Золотое руно"
МГУДТ выпускает технологов и дизайнеров для различных отраслей промышленности. Вуз славится авторскими методиками преподавания, что позволило стать ему базовым в области дизайн-образования и для специалистов, и для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава дизайнерских вузов России.
Глобальная информатизация, высокие технологии и постоянно растущие требования к квалификации специалистов ставит образование основополагающим фактором профессиональной конкурентоспособности. Высокая квалификация человека является одним из значимых факторов национального конкурентного преимущества. Потребности, как работодателей, так и специалистов растут с каждым днем, и акценты смещаются в сторону непрерывного образования – life long learning, как его называют на Западе.
В период реформ в экономике России образовательные учреждения дополнительного образования оказались во многом предоставлены самим себе. Постепенно они начали адаптироваться к новым условиям и самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. Перемены в общественной жизни России вызвали не только количественные, но и структурные изменения в системе образования, в спросе на образование и контингенте обучаемых. Кардинальное изменение принципов российской экономики поставило задачу массовой переподготовки кадров во всех сферах общественной жизни. Подавляющее большинство выпускников вузов, техникумов и колледжей, не говоря уже о самих работниках образования и других специалистах, нуждается в переподготовке. В этих условиях система дополнительного образования становиться важнейшим инструментом решения задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации огромного количества людей.
Переход к рынку потребовал принципиально новых профессий, специальностей, квалификаций. Появилась и постоянно увеличивается потребность в специалистах в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, биржевого дела, приватизации, безопасности бизнеса и др. Эти проблемы не могли не коснуться и индустрии моды. Работа в новых экономических условиях значительно активизировала деятельность образовательных учреждений и привела к поиску новых форм организации учебного процесса.
Перестройка системы профессионального образования существенно повышает роль и значение дополнительного профессионального образования (ДПО) в обучении квалифицированных специалистов, систематическом повышении их квалификации и профессиональной переподготовке. Повышение роли и удельного веса ДПО в общей системе профессионального образования, обусловлено реформированием российской экономики и существенным ускорением научно-технического прогресса в основных отраслях промышленности, строительства и инфраструктуры, сопровождающиеся необходимостью обязательного повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров через каждые 3-5 лет; переходом российского высшего образования на многоуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратуру) и необходимостью повышения квалификации и профессиональной переподготовки дипломированных бакалавров через систему ДПО в соответствии с запросами работодателей; заменой государственного лицензирования в экономике на общественную аттестацию и сертификацию и выявлением новой масштабной организующей и координирующей роли системы ДПО вузов и саморегулируемых организаций участников производственного цикла по обучению, аттестации и сертификации специалистов и организаций; интеграцией российской экономики с экономикой Европейского Союза и экономиками других стран и связанной с этим необходимостью повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки специалистов с выдачей им международных сертификатов; необходимостью существенного повышения уровня квалификации и компетенции руководителей и специалистов высшего, среднего и начального звена путем создания оптимальной сети образовательных учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования.
Необходимость гибкого реагирования системы дополнительного профессионального образования на происходящие изменения требует постоянного развития научно-методического и информационного обеспечения ее деятельности c целью создания адаптированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, позволяющей оперативно удовлетворять запросы руководителей и специалистов в дополнительном образовании.
Для удовлетворения потребностей работодателей и повышения эффективности на каждом рабочем месте специалиста любое структурное подразделение системы допобразования, равно, как и автономное учреждение ДПО должно своевременно прогнозировать развитие рынка труда с целью опережающей подготовки специалистов для перспективных областей экономики; исследовать рынок образовательных услуг; развивать информационное обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; формировать современное учебно-методическое обеспечение; использовать современные средства управления образовательным процессом; оптимизировать международное сотрудничество.
Инновационная деятельность напрямую связана с творческим трудом множества профессионалов. Для инновационной деятельности также существует проблема производительности и эффективности. И корни этих проблем лежат в парадигме подготовки специалистов. Мы готовим специалистов, тогда как надо готовить профессионалов, способных на самостоятельные действия, на самостоятельное наращивание своих умений и навыков, на самомотивацию и самоорганизацию своего творческого труда. Область, которую охватывает в своих программах переподготовки в Московском государственном университете дизайна и технологии (МГУДТ), можно обозначить как индустрия моды в самом широком понимании данного термина.
Индустрия моды – область деятельности, результатом которой является создание новых видов и форм, версий и вариантов предметно-материального мира и мира представлений нашего общества. Эти результаты напрямую влияют на формирование образа жизни общества, захватывая и образ мышления, и образ действий. Если в стране не запущен процесс порождения новых идей в этой области, если не существует национальных производителей, способных эти идеи перевести в материальный план экономически выгодным способом, то мы теряем очень мощную составляющую нашего развития. В этой области лежит такой феномен как эмоциональный суверенитет – способность независимо продуцировать сюжеты своей жизни, создавать содержание общения, формировать и предлагать новые модели успеха в обществе, создавать атмосферу свободного развития. Отсюда вывод – необходимы проактивные действия в области формирования представления об Индустрии моды, как о сочетании производственно-предпринимательской, художественной и интеллектуальной активности большого количества людей, имеющей влияния на все общество в целом – через распространение идей и вещей как носителей идей.
Инновационная атмосфера создается в обществе в целом, особенно в среде молодежи, молодых профессионалов. Индустрия моды обладает свойством публичности – ее важной составляющей. Усилия и вложения в Индустрию моды окажут быстрое влияние на атмосферу в обществе в целом. Созданные новые рабочие места будут направлены на создание реальных экономических, социально-культурных, инновационно-интеллектуальных и эмоционально-мотивационных ценностей.
Система подготовки кадров для Индустрии моды в том виде, в каком она есть, требует не просто существенного дополнения, но и изменения лежащей в основе парадигмы. Мы должны перейти к подготовке самостоятельных профессионалов, а не рядовых и недалеких исполнителей, которые возможно когда-нибудь выйдут на необходимый уровень понимания профессии.
МГУДТ сейчас является ВУЗом с направленностью подготовки активных профессионалов – представителей креативного класса, людей, создающих экономические ценности в процессе творческой деятельности.
Одной из составляющих учебного процесса является постановка умений самостоятельного творческого труда и групповой творческой деятельности. Под творческой деятельностью подразумевается художественное, интеллектуальное и организационное творчество. Сложность обучения творческому труду заключается в том, что необходимо соединять внутреннее индивидуальное и внешнее профессиональное развитие. Новые знания и навыки должны сочетаться с новым мышлением и осознанием себя. Кризис отечественной системы образования – показатель того, что только наращивание вариативности или наоборот упрощение навыков и уменьшение объема знаний не отвечает современным задачам подготовки профессионалов, готовых к созданию «добавленной стоимости», к работе на создание «нового богатства» общества.
Дополнительное образование в МГУДТ реализует созданный более 10 лет назад Институт дополнительного образования. Сейчас Институт дополнительного образования (ИДО) сформировавшееся, активно работающее структурное подразделение университета, заменившее фактически в масштабах страны расформированный в конце ХХ века институт повышения квалификации специалистов и руководящих кадров легкой промышленности. ИДО МГУДТ включает несколько школ, центров и лабораторий.
Представляет большой интерес Российско-Французский проект МГУДТ и французской школы дизайна ESMOD – обучение российских дизайнеров по программе «Master of arts: fashion & marketing», которая учит эффективно проектировать и управлять бизнес-процессами в модной индустрии.
МГУДТ в 2009 году открыл не только ряд новых специальностей для получения первого высшего, но и дополнительного (к высшему) образованию по программе «МВА: бизнес-дизайн» – первой программе в России по подготовке эффективных руководителей и специалистов в сфере бизнес-дизайна. Новый проект МГУДТ – открытие при ИДО Международной школы KEUNE Design для переподготовки специалистов индустрии красоты. Этот проект состоялся, благодаря подписанию в Амстердаме, в торговом представительстве России в Нидерландах Соглашения между МГУДТ и голландской компании KEUNE Haircosmetics об открытии этого уникального учебного заведения.
Перспективным проектом МГУДТ в области дополнительного образования является открытие Лаборатории перспективных технологий и дизайна для реализации нового направления – нейродизайн. Появлению нейродизайна предшествовало развитие эко- и социодизайна. Нейродизайн призван помочь человеку стать более жизнестойким. Несомненно, воспитание таких качеств в специалисте, и, тем более, в руководителе позволит повысить конкурентоспособность любого бизнеса, в том числе индустрии моды, сохраняя при этом целостность личности человека. Нейродизайн ориентируется на человека и его жизнь в современной среде. Нейродизайн – это дизайн человеческого в человеке. Первой программой допобразования Лаборатории перспективных технологий и дизайна станет «Психология дизайна и архитектуры».
Таким образом, настоятельная необходимость переподготовки и получения любого другого дополнительного образования, как специалистов, так и преподавателей продиктована временем. Кадровый вопрос всегда был и будет главным. И для того, чтобы Российские компании могли выжить в условиях жесткой конкуренции с мировыми, необходимо держать курс на прогрессивные технологии и знания.
В МГУДТ созданы условия для организации Инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности. С развитием современных технологий стало очевидно, что наиболее привлекательными для молодежи являются прикладные исследования, результатом которых становятся продукты, имеющие успех на рынке. Одной из задач Инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности является поддержка разработок молодых ученых МГУДТ. Ведущие предприятия текстильной и легкой промышленности готовы оказать содействие и помощь в развитии Центра.
Предложения в резолюцию Форума от МГУДТ:
1. Реанимировать систему поддержки молодых специалистов, работающих на предприятиях отрасли: помощь в обеспечении жильем, выплата денежных средств, так называемых «подъемных», возможность профессионального и карьерного роста и т.п.
2. Разработать систему мотивации предприятий для активного включения в образовательный процесс целевой подготовки и переподготовки кадров «для себя» с учетом особенностей того или иного предприятия.
3. Вернуть бюджетное финансирование для повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава ВУЗов и ССУЗов России, осуществляющих подготовку кадров для текстильной и легкой промышленности.
4. Реанимировать систему повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящего состава предприятий текстильной и легкой промышленности на основе мониторинга потребностей предприятий и системы «обратной связи».
18 апреля 2024
17 апреля 2024
17 апреля 2024
16 апреля 2024
11 апреля 2024
11 апреля 2024
10 апреля 2024
04 апреля 2024
04 апреля 2024
03 апреля 2024
02 апреля 2024
01 апреля 2024
01 апреля 2024
28 марта 2024
28 марта 2024
27 марта 2024