50 лет исполнилось Владиславу Иванову, директору по развитию компании «Термопол», комиссару бренда Холлофайбер®.
Его многолетняя деятельность в отрасли недавно была отмечена высокой оценкой президента СОЮЗЛЕГПРОМа Андрея Разбродина. Буквально на днях пришла новость о том, что научно-производственный коллектив, в который входит Владислав Иванов удостоен Премии Правительства РФ. В этом году при его участии состоялся целый ряд импортозамещающих внедрений продукции легпрома, о некоторых из них уже сообщалось на сайте souzlegprom.ru. Но сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью, в котором Владислав Иванов рассказывает о личных взглядах и позиции человека Великой Российской Державы.
Интервью провёл известный писатель, историк, журналист, путешественник Дмитрий Зелов.
- Владислав, ну что для Вас 50?
- Хотелось бы Вас обрадовать краткостью, но… отвечать будет Владислав Иванов. С одной стороны, рядовая веха: ну какому-то там Иванову ну 50 лет – ну и что, ну пылинка в мироздании? Эволюция. С другой - эта «пылинка» понимает, что завтра – уже шестой десяток, и фраза «каждый день как последний» обретает вполне себе реальное содержание, которое, впрочем, по-христиански не страшит.
- Вы верующий?
- Не встречал ни одного неверующего человека. Ни одного! А у меня огромная галерея коммуникации. Это как в анекдоте: «Я, слава богу, атеист». Вера даже называющих себя неверующими заключается в простом примере: они мыслят и представляют, и каждый многократно в сутки видит то, чего нет. Например, представляет детей. Знает, куда придёт автобус. Что будет на совещании. Куда поедет в отпуск. А это и есть вера как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как у апостола Павла. Чудо! С другой стороны, нас такие окружают чудеса, что и поверить сложно! Как человек, крещённый на самом краю Земли епископом Аркадием – и это, конечно, отдельный невероятный сюжет! - в… обкоме, да-да, в обкоме партии, точно это знаю. Сюрреализм особенно прекрасен на стыке веры и чуда! Уверяю Вас - воспользуюсь определением Кустурицы - «живот је чудо», а разве есть человек, не знающий, что такое чудо? Пусть, к слову, это будет ответом на вопрос о предпочтениях в кинематографе.
- Отлично – пусть! Тогда расскажете поподробнее о ваших предпочтениях в литературе. Ведь это близкая для Вас тема как для филолога по первому образованию?
- С превеликим удовольствием. Но прежде всего замечу, что любая технология начинается с филологии: в первую очередь, каждый технический специалист – это внимательный читатель. Теперь к вопросу: о литературных предпочтениях. Это Олег Михайлович Куваев. Автор советского периода. Ему я посвятил исследование еще в 90-х, выпустил книгу о его творчестве. Мой постоянный увлекательный собеседник и нравственный камертон. Наивно рекомендую, разумеется. Тоже ведь чудо: в СССР при миллионных тиражах взять эпиграфом утверждение основателя фарисейства Гиллеля из Талмуда: «Если не я для себя, кто для меня? Если я только для себя, что я? Если не теперь, когда же?» - у Куваева звучит так: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, к чему я? Древний вопрос». Посчастливилось работать с рукописями, письмами, дневниками Олега Михайловича, так рано ушедшего в 1975 году в 40 лет. И это тоже к Вашему вопросу о возрасте, о 50-летии. И продолжу ещё одной великой цитатой: «…на это сказали Ему иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Поэтому не в календарях дело, не в календарях: «Если не теперь, когда же?»
- Вам близок такой максимализм?
- Естественно. Туже буквам – ёмче текст. 50 лет – это возраст, когда становишься значительно чутче, тактичнее и осторожнее в выводах, в общении с людьми, в высказываниях, в оценке ситуации. Но это и возраст, когда без опасения быть ложно понятным можно сказать главные слова в жизни: я тебя люблю. Или откровенно, но неагрессивно и беззлобно: ты ничтожество. Максимализм, уверен, помогает лучше и быстрее сканировать людей, интуитивно выбрать шаг навстречу или два назад. Кстати, очень жаль, что интуиции невозможно научить. Это наивысшая форма познания мира и сопричастности к нему. Так же, как и творчество – есть наивысшая форма жизни.
- Но как же тогда во всё это укладывается производство «Термопол», бизнес, аналитика рынков, материаловедение, наука, бренд Холлофайбер®? Рутина? Заработок?
- Во-первых, это не противоречит технологии и всему, что перечислено. И Галатея стала результатом технологического подхода Пигмалиона в работе со слоновой костью. А во-вторых, да – и «добытинг», и рутина, которую я бы всё-таки определил как системность, и заработок, ведь у нас успешный и перспективный производственно-коммерческий проект. Ему, кстати, 2 апреля следующего года – 20 лет исполняется, и своё участие в нём, даже некоторые достижения, ставшие возможными исключительно с прямым участием старших товарищей и предшественников, - воспринимаю как творческое. Да, приходится вкалывать, пахать и… и копать, пользуясь «Принципом лопаты», который состоит, кстати, из 50-ти пунктов. Там, в «Принципах» есть и такое: 1. Лопата никогда не копает сама. 2. Не жалуйся на лопату. 3. Неудача и слабость – это жалоба на лопату! 4. Лопата – это инструмент успеха. 5. Счастливый и успешный не философствует о лопате… 7. Просто делай это, просто копай, просто двигайся дальше… В целом, (just do it)! Вот и пример: читать лекции на Арбате про нетканые технологии – это творчество, а вот продавать материалы по итогам – уже бизнес. Ах да, когда я приехал в Москву из Магадана с сумкой через плечо (как, замечу, когда-то мой отец романтически приехал на Колыму из Ленинграда), я шёл по Старому Арбату и думал, как бы здорово было здесь что-нибудь яркое придумать. Интуитивный штрих спустя десятилетия стал частью очень необычной картинки. Мы провели на Арбате цикл лекций о нетканых материалах, собирая аудитории москвичей и гостей столицы. Ну не чудо ли?! То же могу отнести к вагонам метро «Москва промышленная», в которых пассажирам рассказывалось яркими иллюстрациями о наших технологиях для Арктики. Или презентация о свойствах полимеров – творчество, а таинство создания продукции и её реализация – технология и бизнес. Ну фантастика же!
- Это, конечно, фантастика, но можно ли себе представить этот реальный путь от зеваки на Арбате или случайного пассажира в подземке – до покупателя материалов с завода…
- Верно. Хотя мы и намеренно приглашали на некоторые эти необычные презентации прямых и потенциальных партнёров, что, замечу, оказывалось эффективным продвижением новинок, основная аудитория – была нецелевой. Да, всё так. Но даже такой подход в работе не противоречит одному принципу коммуникации, который нам открыл наш давний партнёр, производящий, пожалуй, лучшую мягкую мебель в РФ – MZ5: превосходить ожидания и выстраивать отношения на всю жизнь!
- А какой принцип, Владислав, могли бы транслировать из практики именно вашего проекта?
- Есть такой. Это «Главное – внутри!». Вы знаете, мы его применяем прямо – в значении свойств, качеств и эксплуатационных характеристик нетканых материалов, которые всегда скрыты внутри и предопределяют ключевые функции и преимущества любого изделия (одежды, мебели, строений и пр.). Это линейно и понятно, я думаю, каждому. Но так как, обращусь вновь к цитате из Олега Куваева, «человек – не токарный станок, он вообще не станок, и без работы нет человека, но нет человека, состоящего из одной работы», то этот принцип хорошо рассматривать в целом как мировоззрение. Как дискретность «всего из всего». Как душу. Как содержание, свойственное всему. Главное – внутри! Настолько же бронебойно и очевидно, как брошенный в воду камень, всегда попадающий в центр круга. Сложность (то есть «сложенность») всегда при дискретности образует простоту. Пример: материал «Холлофайбер» – сложно, а «полое волокно» – просто и ясно (hollow + fiber); «термическое полотно» - вроде сложно и длинно, а завод «Термопол» - проще и понятнее.
- Хорошо. Скажите, существуют ли сугубо личные принципы и ориентиры, если не секрет?
- М-да, сейчас мы и до татарина дотрём, хотя, как я всегда шучу, что сложно найти второго такого русского, который даже арабские и римские цифры пишет по-русски. Личная территория, естественно, не тема для публичности. Впрочем, да... есть именно личные нравственные ориентиры. Скажу. Это мои родители. Они вместе более 50 лет. А чистота принципов – в глазах моих детей. Человек рождается дважды. Полагаю, избыточно говорить об априори «непрощаемом предательстве», по Путину, как базовом подходе взаимоотношений, о трусости, «несомненно, одном из самых страшных пороков», по Булгакову, и о «неверии в благодать», по Есенину. Если бы по ним старались жить все люди. По Куваеву: «мы все хотим нравственного примера». Стараются, наверное. И обижаются, если не получается. У Куваева, опять же, есть такая мысль: выпьем за тех, кто хотел жить, но не сумел. Кто не сумел, тот, конечно, гордый и обидчивый. С «Я» на первом месте. Называю таких людей «Яши». Посчитайте, если в минуту «Я» собеседником произносится 5-7 раз, то диалог можно смело заканчивать.
- А кстати, Вас легко обидеть? Вы в пятьдесят - обидчивый человек?
- Легко повлиять на мою эмоцию. Это знаю. Но это свойство характера, сорта. Ничего не поделаешь. Обидеть уже практически нельзя. Объясню. Это каждый может взять на заметку. На работу еду 30 км, проезжаю 5 крупных кладбищ. И обратно еду 30 км, проезжая 5 тех же самых кладбищ. Много лет. Каждый день я думаю, что эти люди жили и ссорились, обижали, обижались. Этот образ применяю всегда, когда кто или что-то меня вдруг задевает. Методика, впрочем, не нова. И римских полководцев-триумфаторов опускали на землю фразой memento mori, не то что там каких-то обиженных плебеев. В общем, картинка работает, по-пушкински: хвалу и клевету приемли равнодушно. Всё просто. А просто – это «прощение». Не стоит забывать и о том, что прощение - это одна из форм самого эффективного нравственного наказания, самого долговременного, сильнодействующего. Вот так просто. Хотя и простота – это всё-таки следствие очень тонкой и сложной системы. Мне довелось, кстати, увидеть целую галерею уникальных примеров открытости, скромности и тактичности в тех людях, которые добились известности, всеобщего уважения, почёта. Общение с ними – продолжительное или эпизодическое - в разные годы оставило след.
- Это какие-то известные люди?
- Да, это, естественно, величины. Они разновелики. Евгений Евтушенко, Петр Проскурин, Леонид Филатов, Мирон Этлис, Юрий Кузнецов, Арнольд Спиваковский, Юрий Рытхэу, митрополит Феофан, старец Николай Гурьянов, Валентин Цветков… зря, наверное, начал перечислять, может, о ком-то и нельзя да и нескромно выходит. Остановлюсь да и Бог простит.
- Если бы это интервью брал Бог, то что бы попросили?
- Мира и процветания Великой России. И конечно бы сказал, спасибо тебе, господи, что задал вопрос такому дураку, и помоги ему ответить правильно.
- А кто Вам помогает, простите, в нашей грешной жизни?
- Семья. Здесь не буду останавливаться и раскрывать, не спрашивайте. А вот про старших товарищей в «Термополе» - скажу. Поддержка компании, как в цепи: верхние тянут – нижние толкают. Меня окружают люди с опытом. С пережитым. С практикой реальных дел. С достижениями. С трагическими потерями. С наградами. С седыми волосами. Некоторые из них никогда не появлялись в СМИ, кого-то отрасль знает. Но знает тоже как скромных спецов. Это фундамент компании. Моё реальное и углублённое увлечение материалами «Холлофайбер» началось с двухтомника З.А.Роговина, который настоятельно рекомендовал в 2006-м изучить неизменный технический директор Сергей Махов. Каждый мой старший товарищ – это личность, которая достойна отдельного обстоятельного рассказа. Собственно, все специалисты в компании – непросты. И молодые тоже, естественно. Всех бы хотелось перечислить. Приведу такой пример: Александр Виноградов, наш инженер-технолог, с 2005 года на линии «Термопол». Невероятной скромности специалист, а ведь он самая настоящая звезда: это фотомастер с мировым именем, международными премиями, званиями «Фотограф года по версии Sony», иллюстрациями на обложках ведущих иностранных журналов, автор современной Мадонны! Мир знает его как vinograddik. Ну ещё расскажу про старших: главный инженер Игорь Немцов, ему за 70. Он стоял у истоков производства. За все годы работы я не могу вспомнить ни одного случая, когда бы он повысил голос. Это на круглосуточном-то производстве! Как у него фура задом сдаёт?!? Понимаете, какие примеры! Какой фон и тон. Не вильнёшь! У нас есть сотрудники, которые до производственной смены - а рабочий день начинается у нас рано – могут подарить возможность обсуждения и наслаждения поэзией Камаля Худжанди и Абулькасима Фирдоуси. Эх, ну вот опять я про работу!..
Знаете, что ещё помогает – оптимизм друзей, с которыми вырос. С кем-то с детского садика идём. С кем-то с 1-го класса. Двор нашего геодезического кампуса в Магадане, где каждый на виду и двери в квартирах не запирались, а собака, добираясь после прогулки до нашего 4 этажа, заглядывала к каждому соседу и, насытившись угощениями, плюхалась, охая от снеди, на домашний коврик. Все «50-ки» и выше, но все такие молодые. Давно разъехались по миру. Но все хранят самые тёплые чувства Родины. Они будут первыми, кому я разошлю интервью. На то и люди.
- Какой Вы вне работы?
- Домашний. Смирный. Тихий рыбак. Грибник. Бегун по набережной. Постоянный батя. И, думаю, клёвый батя. Но это время, конечно, покажет. Стихи – это тоже форточка, отдушина. К 50-ти точно понимаешь, что работа не должна отвлекать от отдыха… Ах да, ещё я - человек с фотиком.
- У Вас замечательные фотографии. Где-то учились этому?
- Спасибо. Я этого не просил - Бог дал. Поэтому внимательно прислушивался к советам vinograddik, которые, как Вы уже знаете, не только и не просто наш инженер Александр Виноградов. Собственно, и фотоаппарат-то приобрёл по его рекомендации. Мне удалось сделать фото несколько материаловедческих серий, которые сегодня используются в процессе обучения и презентациях, при внедрениях, анализе свойств. Какие-то изображения становятся основами для принтов. Этому была посвящена выставка в Ивановском Политехе. Мне, действительно, не стыдно за серии «Моя Россия», «Москва – гигантский музей под открытым небом», «Красота, которая нас окружает» и «Ображения», ведь фотография – это «образ отражения», «изображение и есть отражение»: «Я снова выскажу только лишь мнение - не убеждение, не утверждение, не наставление, наверное, личное предположение: каждой и каждому от рождения своё предназначено отражение!». Фотография всегда отсылает к мудрости взаимоотношений: «Всё зависит от фона и тона». К пропорциональности действительности… О, кстати, Вы знали, что в логотипе бренда Холлофайбер® отражён Витрувианский человек и золотое сечение?
- Нет, и ещё не знаю, как возникло определение «комиссар бренда» Холлофайбер®?
- Де-факто это определение из международной правовой переписки по интеллектуальной собственности: уполномоченный, имеющий доверенность на управление товарными знаками. Также применяется и широкое толкование термина. Прижилось.
- Многое сделано к 50-ти. А что не сделано?
- Ещё больше и не сделано! Как в античной философии: чем больше круг сделанного, там больше окружность несделанного. Например, огромная работа подготовлена к изданию как галерея внедрений и история технологий «Термопол» и применений нетканых материалов Холлофайбер®. Это целый фолиант достижений современной промышленности, в особенности – легпрома: от арктической одежды – до матрасиков для новорожденных, от строительных утеплителей – до детской обуви, от гидропоники – до мягкой стены, от спортивных матов – до синтетических подушек и пр.пр.пр. До фотоальбомов руки не доходят, но сделаю рано или поздно. Стихи озорные и философские можно в сборник собрать уже. Ну и конечно, продолжать быть собой, жить и быть полезным. В общем, не только главное - внутри, но и лучшее - впереди!