Об этом, подводя корпоративные итоги 2023 года, заявил Виктор Гонтарь, генеральный директор ООО «Термопол» (заводы нетканых материалов, ТМ «Холлофайбер»), член Правления СОЮЗЛЕГПРОМа.
Наш многолетний опыт скрупулёзной работы и анализа технической документации, связанный с разработкой и серийным выпуском высокотехнологичных нетканых материалов для различных отраслей промышленности, позволяет сегодня констатировать следующий факт: в легпроме сложилась негативная тенденция - «рынок ГОСТов»!
«Да, действительно Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 162-ФЗ предусматривает подготовку ГОСТ не только за счёт финансирования (бюджетных ассигнований), предоставляемых из федерального бюджета, но и за счёт средств юридических лиц и физических лиц.
Таким образом, коллеги, заложенный разумный подход в законодательной формулировке сегодня приводит к тому, что ГОСТы становятся разменной монетой, маркетинговым и рекламным инструментом, что, естественно, противоречит духу стандартизации, обеспечению соответствия общих характеристик, правил и принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту.
Обсуждения сырых, непроработанных технически, неграмотных проектов затягивается на долгие годы. Например, проект «многострадального микроволоконного ГОСТа». В различных технических комитетах, членом которых является «Термопол», мы наблюдаем подобные картины, в сюжетах которых - даже лица, не имеющие научных степеней и специализированного образования, выносят так называемые «окончательные редакции» проектов. Де-факто они являются не более чем личными представлениями о терминах, методах исследований и производственных процессах, материаловедении, физических явлениях и пр. Примеры, к сожалению, появляются всё чаще. Это и «Изделия швейные для активного отдыха. Термины и определения» (проект, который даже в окончательной редакции правился в ТК грамматически (!). Это и «Материалы текстильные многослойные с полимерной мембраной. Общие технические условия», где сделана попытка утвердить понятия без базовых определений.
Итак, коллеги, подобный «рыночный подход к ГОСТ» способен подорвать не только доверие к национальной стандартизации, абсурдизировать десятилетиями складывавшуюся систему подготовки технических условий и государственных стандартов, но и ослабить понятия, связанные с технологическим суверенитетом страны и подходами, логично и здраво обозначенными в концепции регуляторной гильотины.
Ситуация, коллеги, крайне осложняется тем, что при повышенных задачах, которые ставит государство в нынешних условиях перед промышленностью и каждым высококвалифицированным специалистом на производстве, подобные «инициаторы платных ГОСТов» пожирают рабочее время сотрудников, членов ТК, вынужденных бесконечно править сырые и неграмотные проекты документов. По сути, это и есть саботаж в первом и главном значении термина: «умышленное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей». Другими словами, коллеги, почему наши специалисты за наш с вами счёт обязаны править и дорабатывать навязываемые нам же стандарты, потребности в которых ни мы, как члены ТК и авторитетные участники технологических отраслевых и межотраслевых процессов, ни отрасль, ни потребитель – не обозначали?!?
Ещё пример. В одном из технических комитетов, где наши специалисты безвозмездно оказывают профессиональное содействие нерадивыми инициаторам, из 12 предлагаемых к утверждению документов, лишь один-единственный – с федеральным источником финансирования. Остальные – за «средства разработчика». Это и формирует негативную тенденцию «платных гостов», а в целом развивает недопустимый «рынок ГОСТов».
Такой «рынок ГОСТов» просто добивает легпром России...
Коллеги, обращаю ваше внимание, что проблема «рынка ГОСТов» становится всё более актуальной. Специалисты компаний, учёные отмечают усугубляющиеся противоречия и снижения уровня проработки документации, добавлю – даже всё чаще встречающейся элементарной безграмотности (!). Так, в 2023 году вышла монография «Концепция управления отраслевой стандартизацией». В ней сообщается о десятках тысяч (!) национальных и межгосударственных документов. Десятках тысяч, коллеги! О том, что «само понятие отраслевой стандартизации перестало существовать в нормативно-правовом поле». Справедливо говорится о том, что, цитирую, «многие участники работ по стандартизации не видят убедительных причин активно участвовать в формировании, обновлении и исполнении ПНС [прим. «программ стандартизации»]. Верно отмечается, что «запросы на работы по стандартизации направлены на удовлетворение потребностей экономических агентов!». Ставятся закономерные вопросы: «зачем нужны неактуальные национальные стандарты и почему бизнес должен больше вкладываться в разработку стандартов, чем государство, а потом и платить за них при покупке в Фонде стандартов». И делается вывод о том, что «подход к организации инфраструктуры стандартизации на национальном уровне исчерпал свой потенциал и не доказал свою эффективность». И уже сейчас мы наблюдаем, как из технических комитетов уходят специалисты, вузы, компании, не видя смысла профессиональной работы. Во многих компаниях просто нет научных специалистов (и тем более «остепенённых»), способных даже не трактовать специализированную отраслевую информацию и принимать участие в обсуждении, но и просто осмысленно её прочесть! Недавно в одном из ТК мы наблюдали целый поток скопированных (!) — да-да, просто скопированных! - комментариев с рефреном ошибок (!). Катастрофическая дискредитация имиджа компаний, предоставляющих такие «отзывы» и «мнения», а для отраслевой науки — это просто фиаско.
Повторюсь, коллеги, применительно к нашей отрасли: такой «рынок ГОСТов» просто добивает легпром России...»
Нам предстоит:
-
обратиться в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с требованием о приостановлении принятия «ГОСТов за счёт средств разработчика», относящихся к текстильной и лёгкой промышленности, указать на системное игнорирование замечаний отраслевых специалистов в процедурах обсуждения, сводках отзывов.
-
внести инициативы о предварительной платной технической экспертизе инициируемых «ГОСТов за счёт средств разработчика»
-
внести инициативы о введении персонализированной экспертизы членов ТК и инициаторов «платных ГОСТов» (за средства разработчика).
-
внести инициативу о компенсации затраченного рабочего времени членам ТК компаниями-инициаторами из расчёта тарифных сеток оплаты труда специалистов.
сформировать специальную ассоциативную комиссию для рассмотрения подобных претензионных ситуаций в рамках досудебного урегулирования.